Минзаря Галимуллина
Развитие речевой активности через социо-игровые технологии «Технология «Блуждание по картине»
▼ Скачать + Заказать документы
старших дошкольников
через социо-игровые технологии.
Социо-игровая технология
Шулешко Е. Е. «Блуждание по картине»
Воспитатели: Галимуллина М. З.
Левина И. П.
г. Новый Уренгой
2023 год
"Главная забота воспитателей не обучение,
не развлечение, даже не развитие, а столь
недидактическая вещь как дружба"
Е. Е. Шулешко
Публикация «Развитие речевой активности через социо-игровые технологии „Технология „Блуждание по картине“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки» Основатели социо-игровой технологии Шулешко Евгений Евгеньевич, Ершова Александра Петровна, Букатов Вячеслав Михайлович.
Цель применения социо-игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста - организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.
Задачи использования социо-игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста:
- Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи;
- Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя;
- Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок - родитель для обеспечения душевного благополучия;
- Развитие у детей умения элементарного самоконтроля речевого вызказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью;
- Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства;
Именно из разнообразия существующих технологий мы остановили свой выбор на социо-игровой технологии «Блуждание по картине». Технология позволяет развивать ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Дети могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские качества, учиться эффективно взаимодействовать друг с другом, ощущать помощь сверстников, преодолевать страх и неуверенность, быть на равных, развивать познавательный интерес и творческую деятельность. Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы.
В социо-игровой технологии «Блуждание по картине» является важным договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.
Применяя социо - игровые технологии в образовательном процессе ДОУ, необходимо помнить об основных правилах:
1. Используется работа малыми группами, или как их ещё называют «группы ровесников». Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться, а это развитие навыков категории софт скилл.
В группы можно объединяться по интересам, по цвету глаз, по цвету одежды и. д. т.
2. «Смена лидерства». Мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причём лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
3. Обучение сочетается с двигательной активностью, дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши,
4. Смена темпа и ритма. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5. Социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.
Обучение происходит в игровой форме, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому
развитию.
Стиль социо–игровой технологии заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников.
Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:
На самом первом этапе - учу детей правилам общения, культуре общения: дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера развивается собственная речь.
На втором этапе общение является целью - ребёнок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе.
На третьем этапе общение – это педагогическое средство, т. е. через общение я обучаю дошкольников.
Основная задача, которую должны решить педагоги дошкольного учреждения для детей состоит в том, чтобы в результате применения социо - игровых технологий устранить речевой дефект и подготовить ребёнка к успешному обучению в школе.
Результаты реализации социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста :
- У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
- Ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно
возражать взрослым.
- Дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться,
приходить к согласию.
-Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим
людям, самому себе, к сверстникам.
- У детей нет чувства страха за ошибку.
Блуждание по картине проводится по картине
«Иван царевич и серый волк» В. Васнецова.
Объединение в команды.
Условие игры: На полу разложены разрезанные картинки. Каждый берет себе по одному фрагменту.
Дети складывают фрагменты в картинки, таким образом формируются команды.
Команды придумывают себе названия сообща.
1 этап работы – блуждание по картине.
Методика: Блуждание начинайте с самого легкого:
– Что легкое, твердое, мягкое, шершавое, тяжелое, холодное, горячее, гладкое;
– Что находится над, в, за, под, перед, позади?
– Что большое, что маленькое?
– Что тонкое, что толстое?
– Что длинное, что короткое?
– Что на земле, что в воздухе?
– Сколько и чего?
– Найдите предметы из стекла, железа, шерсти, дерева и т. д.
– Назовите растения, живое и неживое?
– Назовите слова, в которых есть буква а, б. или которые начинаются, или оканчиваются на какую-либо букву.
Задание для команд:
– Сколько живых объектов на картине?
– Назовите деревянные предметы, изображенные на картине?
– Назовите какие цвета вы видите на картине?
– Какие растения, деревья изображены на картине?
– Какое время года изображено на картине?
- Назовите предметы, изображенные автором, которые начинаются с буквы “д”
2 этап работы – поиск странностей.
Яркий пример – речь Е. Е. Шулешко. При избытке мыслей и недостатке слов он то и дело переходил на некий птичий язык, весьма понятный (и даже с полуслова, но только неравнодушным собеседникам.
С нахождения странностей начинается освоение ребенком зоны своего ближайшего развития.
Задание для команд:
Потом команда выбирает посыльного, который приходит к ведущему за заданием.
Найти на картине странность, нелепость, то есть то, что вызывает удивление.
Опрос:
– Кто нашел больше 10 странностей.
– Кто меньше 10, но больше 5?
– Кто больше 3?
– Назовите
– Какие из названных странностей встречаются у других и т. п.
З Третий этап работы – вариативность смыслов.
Часто мы вкладываем один смысл в произносимое слово, а нас понимают по-другому, по-своему. Недаром Тютчев справедливо подметил:
Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.
И нам сочувствие дается, как нам дается благодать.
Вот педагог и должен работать на этом сочувствии, и закручивать обучающую ситуацию так, чтобы в этой социо-игровой ситуации у всех присутствующих возникало подлинное сочувствие – и детей друг к другу, и у воспитателя к своим воспитанникам.
4 этап работы – выражение замысла.
Для выражения замысла составим рассказ с использованием различных литературных жанров. Выберите посыльного, который возьмет карточку с заданием.
Задание для команд:
Командам предложены следующие литературные жанры: рассказ, комедия.
Чтобы уточнить правильность выражения замысла представим его на суд зрителей (на подготовку 5 минут).
По готовности команды отвечают хором: «Мы готовы»
Выводы:
В ходе работы приблизились к пониманию замысла и умению донести свой замысел другим членам команды.
Рефлексия:
А сейчас попрошу Ваши команды посоветоваться и ответить на вопросы:
– Считаете ли вы возможным применения эти технологий в вашей педагогической деятельности?
-Полностью ли технология «Блуждание по картине» позволяет решить поставленные задачи педагогом по развитию речевой активности старших дошкольников?
-Какие сложностм вы видите в применении этой технологии?
Большое спасибо за Ваше понимание.