Елена Прохорова
Развитие психомоторных функций у детей с дизартрией.
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом детей с проблемами в развитии становится все больше. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации на 2013 год 207 тысяч детей имели некоторые недостатки в развитии. Практически у всех из них отмечались нарушения речи. [3]
В настоящее время одним из наиболее распространенных нарушений речи является дизартрия. При ней страдает не только звукопроизношение, но и вся произносительная сторона. При дизартрии происходит поражение психомоторных функций ребенка, а значит, нарушаются все виды движений: страдает артикуляционная, мелкая и общая моторика.
Публикация «Развитие психомоторных функций у детей с дизартрией,» размещена в разделах
Работа по преодолению этого дефекта должна вестись сразу по нескольким направлениям и включать в себя такие виды, как артикуляционная гимнастика, логопедический массаж и развитие мелкой моторики.
Поскольку иннервация мышц нарушена, то развитие артикуляторных движений должно начинаться с пассивной гимнастики, то есть с применением зондов. Если ребенок испытывает дискомфорт, страх, неприятные ощущения, то вместо зондов можно использовать зубную щетку, напальчник, терапевтический шпатель. Эти же приспособления можно применять и для развития подвижности языка. Для улучшения его подвижности вперед и назад требуется механическое воздействие на корень. В дальнейшей работе, после проявления изменений в артикуляционных движениях, следует вовлекать в процесс самого ребенка, тем самым переводя артикуляционную гимнастику из пассивной в активную. Для этого можно использовать леденец – ребенок рефлекторно будет стараться его лизнуть, тем самым развивая подвижность языка.
Для расслабления или увеличения тонуса мышц (в зависимости от формы и степени выраженности нарушения) необходимым и эффективным средством воздействия является логопедический массаж. Эта технология может применяться на всех этапах коррекционного воздействия, но особо сильное влияние оказывается в самом начале, когда еще плохо развита артикуляция. Массаж может выполняться с помощью специальных массажных зондов, детских массажных щеточек, напальчника с щетинкой, а так же различные виды детских массажеров. Вызвать интерес у ребенка могут детские массажные мячики, выполненные в виде ежиков. Логопедический массаж выполняется на лице, шее и «воротниковой зоне». Особое внимание при дизартрии следует уделить щекам, губам, языку и мягкому небу, так как именно они участвуют в речевоспроизведении [2].
Одним из инновационных методов воздействия на мышцы является контрастотермия, основанная на смене воздействующего температурного режима. Может, как и логопедический массаж, применяться в любое время коррекционной работы. Повышенная температура служит для расслабления мышц, пониженная – для поднятия тонуса. Самым распространенным предметом, обеспечивающим пониженную температуру является лед, а повышенную может обеспечить травяной настой.
Важно, если у ребенка отмечаются пятна, посинения на коже или массаж вызывает физический дискомфорт, воздействие на мышцы следует прекратить.
Неоднократно доказано, что речевая функция тесно связана с развитием мелкой моторики. Исходя из этого, можно утверждать, что при интенсивном воздействии на ручки ребенка, можно влиять на улучшение речи. Для этого может использоваться пальчиковый массаж, массажные мячики, кистевой эспандер, шарики Су-Джок. Все эти приемы для повышения эффективности можно сопровождать коротенькими текстами в стихотворной форме. Дети с большим усердием и интересом выполняют предложенные им упражнения, если они представлены в игровой форме: ребенок расслабляется, что ведет к более эффективному результату.
Работа с массажным шариком Су-Джок имеет несколько преимуществ: шарики безопасны для детей, в комплекте прилагаются массажные колечки, обеспечивающие массаж детских пальчиков и шарик воздействует на все активные точки на руках ребенка. Важным является, что неправильное применение массажного шарика не наносит отрицательного результата, а просто не оказывает никакого воздействия на организм.
Следует отметить, что так же особое влияние на коррекцию дизартрии оказывают различные виды ИЗО-деятельности и ручного труда. Лепка, аппликация, тестопластика, квиллинг и еще множество других доступных приемов позволяют развивать моторику ребенка, его высшие психические функции и оказывать значительное благоприятное воздействие на речь. Вылепляя фигурки из пластилина, рисуя свой собственный мир красками и карандашами, складывая поделки из бумаги, ребенок не только развивает мелкую моторику, но и расширяет как пассивный, так и активный словари, происходит развитие связной речи, а так же происходит приобщение к миру прекрасного. Любая творческая работа настраивает ребенка на положительный эмоциональный лад, что так же положительно сказывается на коррекционной работе.
Ключевым аспектом в коррекционной работе является вовлечение родителей. Взрослые, активно участвующие в закреплении полученных навыков, проявляющие терпение и понимание к своему ребенку, обеспечивают ему скорейшее достижение ожидаемых результатов.
Развитие психомоторных функций является одним из самых важных направлений при коррекции дизартрии. Воздействие должно быть систематическим и достаточно продолжительным по времени. Развитие необходимых навыков тоже можно сделать занимательными и интересными для ребенка, что обеспечит скорейшее достижение результата.
Список литературы:
1) Лопатина Л. В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». – С-Пб., 2000.
2) Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. – С-Пб, «Каро», 2008г.
3) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 О коррекционном и инклюзивном образовании детей