Ирина Куликова
Развитие психомоторных, эмоционально-волевых, социально-коммуникативных систем ребенка средствами выразительных движений
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
С 1 января 2014 года в системе образования РФ в силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который правомерно охарактеризовать как стандарт психолого-педагогических условий развития личности ребенка и его индивидуального развития в образовательной деятельности. Среди важных задач, на решение которых направлен Стандарт, особо выделяются: «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (* в том числе ограниченных особенностей здоровья, формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей» (ФГОС ДО, п. 1.6.) с36.
Публикация «Развитие психомоторных, эмоционально-волевых, социально-коммуникативных систем ребенка средствами выразительных движений» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Индивидуальный подход – это важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в системе дошкольного образования при работе с детьми учитывался индивидуальные особенности каждого ребенка. Индивидуализация как принцип педагогической деятельности позволяет эффективно выявлять потенциальные возможности каждого ребенка, ВЫДЕЛЯТЬ ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОРБЕННОСТИ, НА КОТОРЫЕ ВОЗМОЖНО ОПИРАТЬСЯ В ХОДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
Анализ проблем современного детства как зарубежных, так и отечественных ученых в области в области педагогики показывает, что 60% имеют функциональные отклонения, затрудняющие возможности их развития в жизненно важных сферах – телесной, эмоциональной, когнитивной.
В результате дети испытывают трудности в освоении разных видов детской деятельности и выбивается из рамок общепринятой нормы. Как показывают исследования, функциональная незрелость и психосоциальная дисгармония проявляются у современных дошкольников в виде следующих признаков:
-Нарушения внимания (снижение избирательности внимания, трудности его удержания, частая отвлекаемость., осложняющие развитие и формирование способности ребенка к произвольным действиям
-Импульсивность (неравномерность динамической организации движения, осложняющая развитие социальных навыков и умений (способность выслушать другого, вступить в контакт договориться) и процесс социализации в целом
-Двигательная расторможенность (бесцельная моторная активность, не соответствующая требованиям конкретной обстановки, осложняющая эмоциональный фон организации деятельности и формирование умений подчинять свои действия поставленной задаче
-Недостаточная сформированность мелкой моторики, осложняющая формирование графических навыков, а в последствии – овладение письмом
-Недостаточно сформированная координация движений (удерживание равновесия, сохранение ритма)
-Несформированность организующей, регулирующей и контролирующей функции речи (трудности в анализе содержания серии картинок или текста.)
Дети с дефицитарным формирование психофизиологических функций характеризуются слабой концентрацией внимания, неусидчивостью, импульсивностью, отвлекаемостью, неумением сосредоточиться и доводить до конца какие-либо задания даже в игре.
В настоящее время отмечается и неврологический статус здоровья детей:
Наблюдается различные формы неврозов и невротических состояний:
• повышенная возбудимость,
• капризность,
• неустойчивость,
• легко меняющее настроение, ранимость,
• склонность легко расстраиваться, много волноваться,
• плаксивость,
• неспособность защитить себя,
• боязливость,
• пугливость,
• неуверенность в себе.
Поэтому даже самые обычные виды деятельности вызывают у детей перенапряжение ряда психических систем, что приводит к срывам в работе организма, обострению имеющих заболеваний. В младшем школьном возрасте это с неизбежностью обусловит снижение уровня обучаемости и в целом может привести к формированию «неуспешной личности»
Все это требует от нас педагогов применение педагогических развивающих технологий.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста, анализ наблюдений за детьми, их умение общаться, заниматься, двигаться, воспринимать разные инструкции, развитие эмоциональной сферы, в этом учебном году решила апробировать «Технологию двигательно-экспрессивного развития ребенка старшего дошкольного возраста «Е. В. Вербовской. На курсах повышения квалификации автор данной технологии дал практические советы по применению игр и занятий, которые необходимы и интересны детям, и в ходе которых дети играют, радуются, живут, танцуют, придумывают необыкновенные истории и незаметно для себя становятся другими. Также, дети начинают легче выражать свои чувства, становятся более сдержанными и устойчивыми в стрессовых ситуациях. Эти занятия особенно необходимы детям, отличающим чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью.
Анализ наблюдений детей моей группы показывает о необходимости применения развивающей технологии. Есть дети, которые мало общаются со сверстниками, есть очень ранимые, есть капризные, вспыльчивые, замкнутые, гиперактивные, с бедной эмоциональной сферой, непоседливые, и которые очень быстро утомляются.
Цель: формирование функциональных, операционных, мотивационных структур психической деятельности как основных показателей психической зрелости ребенка старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Развитие эмоциональной эмпатии средствами выразительных движений.
Развитие умений общаться невербальными способами.
Развитие внимания, памяти, воображения
Снятие эмоционального напряжения.
Развитие умения управлять своим настроением
Развитие умения свободно ориентироваться в своем теле и в окружающем пространстве
План реализации программы
План реализации Сроки Формы работы Содержание
Изучение проблемы в научно-методической литературе
Октябрь-ноябрь
2016 год
Подбор, изучение методической литературы
Составление плана работы с детьми и родителями старшей группы на год
Разработка конспектов занятий
Создание картотеки игр, упражнений
Аналитико-диагностический
Ноябрь 2016 год Анкетирование
Педагогическая диагностика
Итоги анкетирования
Итоги педагогической диагностики
Основной Декабрь 2016- май 2017 год -Создание условий для проведения игр, упражнений, занятий двигательно – экспрессивного развития детей
Реализация планов работы с детьми и родителями, использование новых игр, упражнений
На основе развивающей технологии двигательно- экспрессивного развития ребенка старшего дошкольного возраста.
Анализ проведенных мероприятий с детьми и родителями
Рефлексивный Март
апрель
-май -Открытый просмотр
-Участие в РМО по преемственности со школой
-Доклад
Картотека игр Размещение практических материалов в сетевых сообществах, на сайте воспитателя
Подбор картотеки игр, упражнений для родителей
Список литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрированного в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.).
2. Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 г, № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
3. Вербовская Е. В. Технология двигательно – экспрессивного развития ребенка старшего дошкольного возраста: методическое пособие. Нижний Новгород. Нижегородский институт развития образования, 2016 год-274с.
4. Клюева Н. В. Учим детей общению/Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. -Ярославль: Академия развития. 1996-240с.
5. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога и образования/Е. И. Рогов. -М. -:ВЛАДОС, 1996.-529с.
6. Чистякова, М. И. Психогимнастика/ М. И. Чистякова. - М: Просвещение, 1990.-128с.
7. Шипицина, Л. П. Азбука общения/ Л. .П. Шипицина, О. В. Защилинская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. -СПб. : Детство-Пресс,1998.-384 с.
8. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей/ Л. Ю. Субботина. -Ярославль: Академия развития, 1996.-240 с.
9. Рогов. Е. И. Эмоции и воля/ Е. И. Рогов. - М. : Владос, 1999.-240с.