Самохина Алеся
Консультация «Особенности формирования моторных функций у дошкольников с дизартрией»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с дизартрией по своей клинико-психологической характеристике представляют крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью психопатологических отклонений.
Дизартрия, и в этом числе наиболее тяжелые ее формы, могут наблюдаться у детей с сохранным интеллектом, а легкие «стертые» проявления могут быть как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей с олигофренией.
Дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического развития
Публикация «Консультация „Особенности формирования моторных функций у дошкольников с дизартрией“» размещена в разделах
-дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием;
-дизартрия у детей с церебральным параличом ( клинико-психологическая характеристика этих детей описана в рамках детского церебрального паралича многими авторами: Е. М. Мастюкова, 1973, 1976; М. В. Ипполитова и Е. М. Мастюкова, 1975; Н. В. Симонова,1976, и др.);
-дизартрия у детей с гидроцефалией ( клинико-психологическая характеристика соответствует детям с гидроцефалией: М. С. Певзнер,1973; М. С. Певзнер, Л. И. Ростягайлова, Е. М. Мастюкова, 1983);
-дизартрия у детей с задержкой психического развития (М. С. Певзнер,1972; К. С. Лебединская,1982; В. И. Лубовский,1972 и др.);
-дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией. Эта форма дизартрии встречается наиболее часто среди детей специальных дошкольных и школьных учреждений. У них наряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи наблюдаются обычно не резко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функцией.
Двигательные нарушения обычно проявляются в более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких как развитие возможности самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперед руки и противоположной ноги с легким поворотом головы и глаз в сторону вперед вынесенной руки, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними.
Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушение сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию, рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Они плохо приспосабливаются к изменяющимся метеорологическим условиям.
В дошкольном возрасте они двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые склонны к реакции истероидного типа: бросаются на пол и кричат, добиваются желаемого. Другие пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки.
Несмотря на то, что у детей не наблюдаются выраженные параличи и парезы, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется к рисованию и другим видом деятельности, в школьном возрасте отличается плохой почерк. Выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания.
Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса.
Итак, в ходе изучения научной и методической литературы по теме исследования, нами были сделаны выводы, о том, что структура дефекта при дизартрии включает нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, обусловленное органическим повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы. Кроме того, нарушения звукопроизношения при дизартрии зависят от тяжести и характера поражения.
Следует отметить, что основными клиническими признаками дизартрии являются :
-нарушения мышечного тонуса в речевой мускулатуре;
-ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата;
-нарушения голосообразования и дыхания.
Практика показывает, что основными признаками псевдобульбарной дизартрии является : повышения тонуса в артикуляционной мускулатуре, ограничение движений губ, языка, мягкого неба, усиленное слюнотечение, нарушения дыхания и голоса. Дети плохо жуют, глотают, поперхиваются при еде. Речь смазанная, малопонятная, интонационно невыразительная, монотонная, голос глухой, с носовым оттенком.
Исследователями доказано, что дизартрия нередко сочетается с недоразвитием других компонентов речевой системы (фонетического слуха, лексико-грамматической стороны речи). В зависимости от выраженности этих проявлений для логопедической практики крайне важно выделить несколько групп детей с дизартрией : с фонематическими нарушениями; фонематическим недоразвитием; общим недоразвитием речи (указывается уровень речевого развития). При чисто фонетических (анторопофизических) нарушениях основной задачей является коррекция звукопроизношения.