ЮЛИЯ КАГИРОВА
Влияние развивающей среды ДОУ на развитие психических функций у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основоположники отечественной психологии А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец в своих трудах говорили о том, что деятельность в своём развитии постоянно меняет психологическое содержание в зависимости от обобщения субъектом опыта своей деятельности. Обобщённый опыт деятельности, формирующий образ мира ребенка, не только определяет ориентировку в условиях достижения цели конкретного действия при той или иной деятельности, но и обогащает последующее содержание. «Развитие ребёнка – как многоэтажное здание, в котором не могут быть прочными надстроенные этажи без фундамента, а пропуски этажей грозят обвалом всего здания» - говорил А. В. Запорожец, обращая внимание в своих трудах на необходимость обеспечения преемственности психического развития детей, происходящего при их деятельности. Деятельность строит психику. Бездеятельность, отсутствие возможности чем – то заняться ведёт к деривации личности, ограничению её возможностей.
Публикация «Влияние развивающей среды ДОУ на развитие психических функций у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Проведенные в 70-х годах 20 века научные исследования С. Л. Новоселовой показали, что обогащение предметных и социальных условий деятельности ребенка ведет к обогащению его сознания и психологического содержания деятельности. Ребенок становится «способнее», если имеет возможность постоянно совершенствовать способы своих действий в социо-предметной среде.
Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ были заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В. А. Петровского (1993г.). Авторы Концепции определяют предметно-развивающую среду как организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей и определяет следующие принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
Личностно-ориентированная позиция педагога — партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции — общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком. У каждого человека чувство комфортности при общении с другими связано с субъективным, наиболее удобным, расстоянием.
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.
В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия — творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия — легкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.
Для самых маленьких детей (2—4 лет) предусмотрены живописные коврики со съемными элементами изображений, которые с помощью кнопок, «липучек» или петель с пуговицами могут преобразовываться (бабочка «пересаживается» с травы на цветок, птица «улетает» в небо, дерево перемещается от домика к берегу реки и т. д.). Такие действия ребенка позволяют ему не только преобразовывать окружающую среду, но и способствуют развитию его мелкой моторики.
3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора). Это и полифункциональное использование помещений (спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке).
Можно менять «фоны», изменять обстановку до неузнаваемости, но вместе с тем, каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.).
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Для реализации данного принципа необходима трансформация помещений, которая может быть обеспечена раздвижными легкими перегородками. Определенные возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проемов, ниш, перегородок. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т. д.
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. При этом надо учитывать и интересы взрослых, взаимодействующих с детьми.
Для создания индивидуальной комфортности ребенка необходимо так организовать пространство, чтобы, например, интимные моменты его жизни проходили вне поля зрения других.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
Важно разместить в интерьере простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах.
7. Принцип открытости — закрытости. Этот принцип представлен в нескольких аспектах:
• Открытость Природе — такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы.
• Открытость Культуре — присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.
• Открытость Обществу — обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители.
• Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка.
8. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Таким образом, развивающая среда — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.
Согласно ФГОС, комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивает возможности:
- построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- организации разнообразной игровой деятельности;
- выявления и развития способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса;
- освоения детьми, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья, основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
- и другое.
Цель взрослого в предметной среде содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:
1. Обеспечить чувство психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования.
2. Формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности
Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребёнка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств и элементов, многообразием материалов. Особое значение мы уделяем использованию в среде значков, моделей, символов, схем, планов.
Групповые помещения в МАДОУ «ДС № 473 г. Челябинска» являются местом организации различных видов детской деятельности совместно со взрослыми, самостоятельной деятельности детей, а так же участия родителей в реализации образовательной программы ДОУ.
В групповых комнатах находится детская удобная мебель, игрушки и шкафы для игрушек, многоярусное игровое оборудование, мольберты для рисования, диван, на котором и около которого на ковре располагаются дети, чтобы пообщаться со взрослым или со сверстниками.
Групповое помещение предусматривает смену обстановки, объектов среды в деятельности детей в связи с возрастными периодами развития.
Развивающая среда в каждой возрастной группе детского сада имеет отличительные признаки:
- для детей третьего года жизни – это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;
- в группе детей четвёртого года жизни – это насыщенный центр сюжетно – ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами;
- в старшей группе – это разнообразные игры, формирующие предпосылки учебой деятельности, развивающие восприятие, память, внимание.
Всё пространство группы разделено на центры:
Центр сюжетно – ролевой игры. Игровая среда является гибкой и содержит модули, костюмы, предметы – заместители для самостоятельной деятельности детей. Имеет как стационарное, так и мобильное оборудование.
Центр природы и экспериментирования.
Центр строительства.
В центрах художественного творчества расположены стеллажи, на которых размещены предметы декоративно – прикладного искусства, художественные произведения, выполненные в разных жанрах. В этом центре дети осуществляют свою проектную, оформительскую деятельность, результаты которой используются в игровой деятельности, в оформлении группового пространства и пространства детского сада.
Центр литературы. Библиотека наполнена не только традиционным содержанием (книгами, но и современными мультимедийными средствами, на которых собрана как художественная литература, так и познавательная информация. В групповых помещениях имеется оборудование, для использования этих средств образования.
Центр музыки и театра. Оборудован местом, где дети могут выкладывать на фланелеграфе сценки из жизни героев полюбившихся сказок, устраивать режиссёрские игры. Дети свободно могут музицировать, осваивать основы ритма и нотной грамоты. Есть музыкальный центр, фонотека.
Физкультурный центр. Может располагаться в различных местах группового пространства и содержать как стационарное, так и передвижное оборудование, которое используется детьми во время разных видов самостоятельной деятельности.
Центр социализации наполнен в соответствие с задачами образовательной области «социализация» и предполагает как постоянные, так и сменные выставки в соответствии с содержанием образовательной деятельности и возрастными особенностями детей. Оборудование центра может располагаться как в одном определённом месте, так и быть представлено во всём пространстве группового помещения.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей, планировать совместную и самостоятельную деятельность детей, а так же даёт возможность ребёнку побыть наедине с собой.
Музыкальный зал в нашем детском саду продолжает процесс формирования личности ребёнка, который может себя творчески выразить в танце, музицировании, в пении, в театральной роли. Помещение зала оформлено с большим вкусом. Помимо рояля зал содержит возможность использовать народные инструменты, музыкальный центр, мультимедийную установку. Зал оборудован небольшой сценой – подиумом по ширине торцовой стены зала и занавесом. Одна стена облицована зеркалами как в танц – классе. В зале предусмотрены световые эффекты. Убранство зала меняется по обстоятельствам.
Физкультурно – оздоровительный комплекс в нашем ДОУ включает физкультурный зал, спортивно – игровую площадку, систему оздоравливающих процедур, организованную в специальных помещениях. В каждой группе имеется спортивный центр, оборудование которого является как стационарным, так и мобильным и используется детьми и педагогами не только по прямому назначению, но и в различных видах детской деятельности. Все составляющие физкультурно – оздоровительного комплекса используются и как место для игры и как интересные познавательные пространства.
Сенсорная комната. Назначение её – отдых. Переключение внимания ребёнка со сложной деятельности на простую, более привычную организму и по – своему интересную.
Кабинет психолога – это своеобразная лаборатория. Развивающая среда в нём учитывает специфику работы ДОУ, особенности детей, посещающих детский сад, способствует гармонизации их психического здоровья. В свободное время в кабинете действует площадка – лаборатория «Лекотека», а так же дополнительная образовательная кружковая деятельность.
Кабинеты учителей – дефектологов и логопедов являются местом, где происходит тесное взаимодействие педагогов с воспитанниками, их родителями и педагогами, по коррекции и развитию всех составляющих компонентов личности ребёнка.
Развивающая среда нашего ДОУ обладает широким спектром функций :
Является носителем разнообразной информации об окружающем;
Влияет на интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие;
Создаёт благоприятные условия для развития ребёнка в процессе его самостоятельной деятельности;
Способствует физическому развитию;
Обеспечивает разные виды активности ребёнка;
Обеспечивает индивидуальное раскрытие каждого ребёнка.
Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса нашего ДОУ предполагает свободу передвижения ребенка по всему детскому саду, а не только в пределах своего группового помещения. Способность наших детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.
Организованная в ДОУ предметно – развивающая среда :
• Инициирует познавательную и творческую активность детей;
• Предоставляет ребенку свободу выбора форм активности;
• Обеспечивает содержание разных форм детской деятельности;
• Безопасна и комфортна;
• Соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка;
• Обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.