Приложение МААМ

Влияние развивающей среды ДОУ на развитие психических функций у детей дошкольного возраста

ЮЛИЯ КАГИРОВА
Влияние развивающей среды ДОУ на развитие психических функций у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Основоположники отечественной психологии А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец в своих трудах говорили о том, что деятельность в своём развитии постоянно меняет психологическое содержание в зависимости от обобщения субъектом опыта своей деятельности. Обобщённый опыт деятельности, формирующий образ мира ребенка, не только определяет ориентировку в условиях достижения цели конкретного действия при той или иной деятельности, но и обогащает последующее содержание. «Развитие ребёнка – как многоэтажное здание, в котором не могут быть прочными надстроенные этажи без фундамента, а пропуски этажей грозят обвалом всего здания» - говорил А. В. Запорожец, обращая внимание в своих трудах на необходимость обеспечения преемственности психического развития детей, происходящего при их деятельности. Деятельность строит психику. Бездеятельность, отсутствие возможности чем – то заняться ведёт к деривации личности, ограничению её возможностей.

Публикация «Влияние развивающей среды ДОУ на развитие психических функций у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Проведенные в 70-х годах 20 века научные исследования С. Л. Новоселовой показали, что обогащение предметных и социальных условий деятельности ребенка ведет к обогащению его сознания и психологического содержания деятельности. Ребенок становится «способнее», если имеет возможность постоянно совершенствовать способы своих действий в социо-предметной среде.

Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ были заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В. А. Петровского (1993г.). Авторы Концепции определяют предметно-развивающую среду как организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей и определяет следующие принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Личностно-ориентированная позиция педагога — партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции — общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком. У каждого человека чувство комфортности при общении с другими связано с субъективным, наиболее удобным, расстоянием.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.

В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия — творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия — легкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.

Для самых маленьких детей (2—4 лет) предусмотрены живописные коврики со съемными элементами изображений, которые с помощью кнопок, «липучек» или петель с пуговицами могут преобразовываться (бабочка «пересаживается» с травы на цветок, птица «улетает» в небо, дерево перемещается от домика к берегу реки и т. д.). Такие действия ребенка позволяют ему не только преобразовывать окружающую среду, но и способствуют развитию его мелкой моторики.

3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора). Это и полифункциональное использование помещений (спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке).

Можно менять «фоны», изменять обстановку до неузнаваемости, но вместе с тем, каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.).

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Для реализации данного принципа необходима трансформация помещений, которая может быть обеспечена раздвижными легкими перегородками. Определенные возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проемов, ниш, перегородок. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т. д.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. При этом надо учитывать и интересы взрослых, взаимодействующих с детьми.

Для создания индивидуальной комфортности ребенка необходимо так организовать пространство, чтобы, например, интимные моменты его жизни проходили вне поля зрения других.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Важно разместить в интерьере простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах.

7. Принцип открытости — закрытости. Этот принцип представлен в нескольких аспектах:

• Открытость Природе — такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы.

• Открытость Культуре — присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.

• Открытость Обществу — обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители.

• Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка.

8. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Таким образом, развивающая среда — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

Согласно ФГОС, комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивает возможности:

- построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

- организации разнообразной игровой деятельности;

- выявления и развития способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса;

- освоения детьми, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья, основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;

- и другое.

Цель взрослого в предметной среде содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:

1. Обеспечить чувство психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования.

2. Формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности

Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребёнка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств и элементов, многообразием материалов. Особое значение мы уделяем использованию в среде значков, моделей, символов, схем, планов.

Групповые помещения в МАДОУ «ДС № 473 г. Челябинска» являются местом организации различных видов детской деятельности совместно со взрослыми, самостоятельной деятельности детей, а так же участия родителей в реализации образовательной программы ДОУ.

В групповых комнатах находится детская удобная мебель, игрушки и шкафы для игрушек, многоярусное игровое оборудование, мольберты для рисования, диван, на котором и около которого на ковре располагаются дети, чтобы пообщаться со взрослым или со сверстниками.

Групповое помещение предусматривает смену обстановки, объектов среды в деятельности детей в связи с возрастными периодами развития.

Развивающая среда в каждой возрастной группе детского сада имеет отличительные признаки:

- для детей третьего года жизни – это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;

- в группе детей четвёртого года жизни – это насыщенный центр сюжетно – ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами;

- в старшей группе – это разнообразные игры, формирующие предпосылки учебой деятельности, развивающие восприятие, память, внимание.

Всё пространство группы разделено на центры:

Центр сюжетно – ролевой игры. Игровая среда является гибкой и содержит модули, костюмы, предметы – заместители для самостоятельной деятельности детей. Имеет как стационарное, так и мобильное оборудование.

Центр природы и экспериментирования.

Центр строительства.

В центрах художественного творчества расположены стеллажи, на которых размещены предметы декоративно – прикладного искусства, художественные произведения, выполненные в разных жанрах. В этом центре дети осуществляют свою проектную, оформительскую деятельность, результаты которой используются в игровой деятельности, в оформлении группового пространства и пространства детского сада.

Центр литературы. Библиотека наполнена не только традиционным содержанием (книгами, но и современными мультимедийными средствами, на которых собрана как художественная литература, так и познавательная информация. В групповых помещениях имеется оборудование, для использования этих средств образования.

Центр музыки и театра. Оборудован местом, где дети могут выкладывать на фланелеграфе сценки из жизни героев полюбившихся сказок, устраивать режиссёрские игры. Дети свободно могут музицировать, осваивать основы ритма и нотной грамоты. Есть музыкальный центр, фонотека.

Физкультурный центр. Может располагаться в различных местах группового пространства и содержать как стационарное, так и передвижное оборудование, которое используется детьми во время разных видов самостоятельной деятельности.

Центр социализации наполнен в соответствие с задачами образовательной области «социализация» и предполагает как постоянные, так и сменные выставки в соответствии с содержанием образовательной деятельности и возрастными особенностями детей. Оборудование центра может располагаться как в одном определённом месте, так и быть представлено во всём пространстве группового помещения.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей, планировать совместную и самостоятельную деятельность детей, а так же даёт возможность ребёнку побыть наедине с собой.

Музыкальный зал в нашем детском саду продолжает процесс формирования личности ребёнка, который может себя творчески выразить в танце, музицировании, в пении, в театральной роли. Помещение зала оформлено с большим вкусом. Помимо рояля зал содержит возможность использовать народные инструменты, музыкальный центр, мультимедийную установку. Зал оборудован небольшой сценой – подиумом по ширине торцовой стены зала и занавесом. Одна стена облицована зеркалами как в танц – классе. В зале предусмотрены световые эффекты. Убранство зала меняется по обстоятельствам.

Физкультурно – оздоровительный комплекс в нашем ДОУ включает физкультурный зал, спортивно – игровую площадку, систему оздоравливающих процедур, организованную в специальных помещениях. В каждой группе имеется спортивный центр, оборудование которого является как стационарным, так и мобильным и используется детьми и педагогами не только по прямому назначению, но и в различных видах детской деятельности. Все составляющие физкультурно – оздоровительного комплекса используются и как место для игры и как интересные познавательные пространства.

Сенсорная комната. Назначение её – отдых. Переключение внимания ребёнка со сложной деятельности на простую, более привычную организму и по – своему интересную.

Кабинет психолога – это своеобразная лаборатория. Развивающая среда в нём учитывает специфику работы ДОУ, особенности детей, посещающих детский сад, способствует гармонизации их психического здоровья. В свободное время в кабинете действует площадка – лаборатория «Лекотека», а так же дополнительная образовательная кружковая деятельность.

Кабинеты учителей – дефектологов и логопедов являются местом, где происходит тесное взаимодействие педагогов с воспитанниками, их родителями и педагогами, по коррекции и развитию всех составляющих компонентов личности ребёнка.

Развивающая среда нашего ДОУ обладает широким спектром функций :

Является носителем разнообразной информации об окружающем;

Влияет на интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие;

Создаёт благоприятные условия для развития ребёнка в процессе его самостоятельной деятельности;

Способствует физическому развитию;

Обеспечивает разные виды активности ребёнка;

Обеспечивает индивидуальное раскрытие каждого ребёнка.

Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса нашего ДОУ предполагает свободу передвижения ребенка по всему детскому саду, а не только в пределах своего группового помещения. Способность наших детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.

Организованная в ДОУ предметно – развивающая среда :

• Инициирует познавательную и творческую активность детей;

• Предоставляет ребенку свободу выбора форм активности;

• Обеспечивает содержание разных форм детской деятельности;

• Безопасна и комфортна;

• Соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка;

• Обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.

Публикации по теме:

Мастер-класс на КМО «Развитие высших психических функций дошкольников посредством развития мелкой моторики рук»Мастер-класс на КМО «Развитие высших психических функций дошкольников посредством развития мелкой моторики рук» Цель мастер – класса (в рамках КМО): поделиться с педагогами приемами и способами развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. Макеты для детей младшего дошкольного возрастаОбогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. Макеты для детей младшего дошкольного возраста Автор: Спесивцева Юлия Михайловна, воспитатель МДОУ д/с № 23 «Улыбка», г. Шуя Ивановской области Описание материала: материал может быть.

Организация игровой развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста План 1. Актуальность проблемы организации развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста. 2. Понятие развивающей.

Программа «Развитие познавательных функций. Развивающие игры» для детей младшего дошкольного возраста,. Программа «Развитие познавательных функций. Развивающие игры». Ведение. Программа рассчитана на одногодичный курс обучения детей 4-года.

Семинар-практикум «Использование развивающей среды по ФЭМП у детей дошкольного возраста»Семинар-практикум «Использование развивающей среды по ФЭМП у детей дошкольного возраста» Цель: Мотивировать педагогов к обновлению содержанию предметно – развивающей среды в группах, повышать профессиональное мастерство педагогов.

Сказка как средство развития и коррекции психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью «Сказка как средство развития и коррекции психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью». Дети с интеллектуальной недостаточностью.

Влияние народного творчества на развитие детей дошкольного возраста «Сердцевина человека – любовь к Отечеству закладывается в детстве» /В. Сухомлинский/ Искусство народа глубоко жизненно и бесконечно прекрасно.

Влияние предметно-развивающей среды на развитие способностей у детей дошкольников (из опыта работы) В связи с модернизацией образования важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса.

Влияние предметно-развивающей среды на интеллектуальное развитие дошкольников (из опыта работы) МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №81» «Влияние предметно-развивающей среды на интеллектуальное развитие дошкольников» (из опыта.

Знакомство с построением предметно-развивающей среды в группах дошкольного возраста по разделу Развитие игровой деятельности «Развитие игровой деятельности». Цель: изучение принципов построения развивающей среды и их реализацию в своей возрастной группе. Выполнение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние развивающей среды ДОУ на развитие психических функций у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 ноября 2016 в 13:03
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние развивающей среды ДОУ на развитие психических функций у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем ЮЛИЯ КАГИРОВА (УИ 220865) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД