Получи документы

Развитие неречевых психических функций как фактор профилактики нарушений письменной и устной речи

Ольга Трифонова
Развитие неречевых психических функций как фактор профилактики нарушений письменной и устной речи
▼ Скачать + Заказать документы

К сожалению, среди учащихся начальных классов нарушения устной и письменной речи приобретают всё более широкие масштабы. Замедленное усвоение навыков письма и чтения отрицательно влияет на весь процесс обучения. Чтобы предотвратить появление этих проблем в школьном возрасте, нужно ещё в дошкольном детстве работать над профилактикой дисграфии и дислексии.

Рассмотрим причины нарушений письменной и устной речи.

Публикация «Развитие неречевых психических функций как фактор профилактики нарушений письменной и устной речи» размещена в разделах

1. Наследственное недоразвитие участков коры, отвечающих за письменную и устную речь; органические повреждения головного мозга в зонах чтения и письма (левое полушарие, височная доля) внутриутробно, в результате инфекций, интоксикаций, родовых патологий.

2. Астения (нервно – психическая слабость) в результате соматических заболеваний. Следствие – повышенная утомляемость, психическая заторможенность или расторможенность.

3. Неправильное речевое окружение, дефицит речевых контактов.

4. Нарушение восприятия пространства, зрительного восприятия, памяти, анализа и синтеза (приводит к долгому запоминанию букв, близких по начертанию, зеркальному написанию букв – оптической дисграфии).

5. Нарушение пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, памяти и восприятия (проявляется в смешении букв и их элементов, потере строки при чтении, перескакивании с одной строки на другую, зеркальном чтении, непонимании прочитанного – оптическая дислексия).

6. Нарушение звукопроизношения и фонематического слуха (ребёнок как говорит, так и пишет – артикуляторно-акустическая или акустическая дисграфия).

7. Нарушение слухо – речевой памяти (выражается в незапоминании стихов, путании содержания текста – мнестическая дислексия).

8. Наличие ЗПР, ДЦП, УО, нарушения слуха, нарушения речи (приводит к грамматическим ошибкам – неправильному написанию окончаний слов, использованию приставок и предлогов, ошибкам в словообразовании, управлении и согласовании – аграмматической дисграфии).

9. Несформированность языкового анализа и синтеза, т. е. неумение узнавать слово и выделять из него звуки (проявляется в непонимании прочитанного, т. к. слоги воспринимаются как отдельные слова – семантическая дислексия).

10. Несформированность фонетико – фонематической и лексико – грамматической сторон речи к 5 – 6 годам (неправильное употребление предлогов, несогласование слов в роде, числе и падеже приводит к искажению смысла прочитанного – аграмматической дислексии).

Развитие письменной речи представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, общедвигательный и др. В его основе лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем. Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций, таких, как координация пальцев, кистей рук, быстрая переключаемость движений.

Поэтому работу по профилактике нарушений письменной речи (дисграфии) необходимо вести по нескольким направлениям одновременно: развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, все виды памяти, совершенствовать пространственно – временные ориентировки, психомоторные функции и конструктивный праксис, чувство ритма.

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) относятся и к группе риска по дислексии. Для того, чтобы сформировать у дошкольников готовность к обучению чтению, нужны такие составляющие функционального базиса чтения, как: зрительное восприятие и зрительная память, акустическое восприятие, слухо – речевая память и внимание.

Профилактикой нарушений устной речи (дислексии) является работа над нормализацией объёма и прочности рече – слуховой и зрительной памяти; формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем, зрительного и акустического гнозиса и мнезиса, оптико – пространственных представлений.

Профилактике нарушений письменной и устной речи способствуют предложенные ниже упражнения по развитию неречевых психических функций.

1. Развитие слухового внимания, памяти, восприятия и ритмического чувства.

А) «Скажи, что ты слышишь?»

Дети с закрытыми глазами определяют, звуки каких предметов они слышат в записи (мычание коровы, лай собаки, сигнал машины и т. д.).

Запоминание звуков, последовательности звуков, издаваемые логопедом за ширмой (стук молотка, хлопок в ладоши, игра на музыкальном инструменте и т. д.).

Б) «Тихо – громко».

Соответственно динамике звучания музыкального инструмента дети выполняют заданные движения.

В) «Услышь шёпот».

Ребёнок должен услышать инструкцию, сказанную шёпотом, повторить и выполнить её.

Г) «Повтори ритм».

Ребёнок отстукивает предложенный ритм.

Д) «Различение звуков».

Дети называют звуки; последовательность звуков по положению губ, языка.

Е) «Определи первый, последний, второй звук в слове»

Определение последовательности, количества и места звуков в слове по отношению к другим звукам.

Ж) «Определи количество слогов в слове».

Отхлопывание слогов, контроль руки под нижней челюстью.

З) «Определи количество, последовательность и место слов в предложении».

Придумывание предложения по сюжетной картинке, определение количество слов, составление графической схемы предложения.

Придумывание предложения с определённым количеством слов.

2. Развитие зрительного внимания и памяти, оптико – пространственных представлений.

А) «Найди такую же фигуру».

Нахождение фигур по сходным признаком, предметов одинаковой формы.

Б) «Разложи по размеру».

Собирание пирамиды, матрёшки, последовательности из фигур или предметов.

В) «Узнай фигуру по контуру, пунктиру, недостающим деталям».

Обведение и дорисовывание узнанных предметов.

Г) «Запомни предметы».

Запоминание 3 - 5 предметов из одной логической группы (шапка, плащ, брюки); из разных логических групп.

Логопед считает до 20-ти, дети находят и запоминают предметы заданного цвета, формы (например, 10 предметов красного цвета). Затем все закрывают глаза, а один ребёнок перечисляет, что запомнил, другие дети его дополняют.

Д) «Смотри и исполняй».

Дети воспроизводят 2 – 3 движения, показанные логопедом.

Е) «Сложи фигуру».

Выкладывание заданной фигуры из палочек, веточек, семян.

Ж) «Где находится предмет?».

Вербально определить местонахождение предметов относительно себя (впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева).

Предлагается положить геометрические фигуры возле правой, левой руки, перед собой, сзади себя.

З) «Что изменилось?»

Зрительно запомнить пространственное расположение предметов, определить новое местоположение.

И) «Чего не стало?»

Зрительно запомнить предметы, определить местоположение недостающего.

К) «Что лишнее?»

Классифицировать предметы, по признакам определить «не такой, как все».

Публикации по теме:

Комплексное обследование речевых и неречевых психических функций Комплексное обследование речевых и неречевых психических функций I. Исследование звукопроизношения. Определить характер нарушения звуков.

Мастер-класс на КМО «Развитие высших психических функций дошкольников посредством развития мелкой моторики рук»Мастер-класс на КМО «Развитие высших психических функций дошкольников посредством развития мелкой моторики рук» Цель мастер – класса (в рамках КМО): поделиться с педагогами приемами и способами развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

НОД «Диагностика неречевых психических функций и фонетической стороны речи ребенка» Диагностическое занятие Учитель-дефектолог Дудкина М. В. Целевая группа: дети 3-4 года Время проведения: 20 мин. Тема: Диагностика неречевых.

Развитие устной речи детей 4–5 лет с помощью дидактических игр Здравствуйте, уважаемые коллеги! СЛ. 1. Я хочу рассказать вам о развитии устной речи детей 4 – 5 лет посредством дидактических игр. СЛ. 2.

Пропедевтика оптических нарушений письменной речи у старших дошкольников и младших школьников Пропедевтика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, ведь уже тогда.

Рабочая программа по коррекции устной и письменной речи для обучающихся 4 класса Настоящая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программы, с учетом особенностей детей с нарушением.

Работа воспитателя в старшей коррекционной группе с детьми ОВЗ по формированию высших психических функций. Работа воспитателя в старшей коррекционной группе с детьми ОВЗ по формированию высших психических функций. Дефект какого-нибудь анализатора.

Развитие фонематического и зрительного гнозиса для профилактики нарушений чтения и письма Ведущей тенденцией современного образования является интеграция детей с отклонениями в развитии в систему массовой школы. Практика показывает,.

Влияние развивающей среды ДОУ на развитие психических функций у детей дошкольного возраста Основоположники отечественной психологии А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец в своих трудах говорили о том, что деятельность в своём.

Эссе «Мое понимание выражения У. Джеймса «Сознание есть хозяин психических функций»: за и против» Проблема сознания являлась важным аспектом в работах многих психологов. Так, одним из первых, кто начал изучать данный вопрос, был выдающийся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие неречевых психических функций как фактор профилактики нарушений письменной и устной речи
Опубликовано: 25 декабря 2016 в 12:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие неречевых психических функций как фактор профилактики нарушений письменной и устной речи» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Трифонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД