Казакова Оксана Ивановна
Мастер-класс на КМО «Развитие высших психических функций дошкольников посредством развития мелкой моторики рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер – класса (в рамках КМО): поделиться с педагогами приемами и способами развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
План мероприятия:
1. Раскрыть актуальность темы.
2. Познакомить педагогов с методами и приемами по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
3. Познакомить педагогов с современными методами и приемами для развития у детей мелкой моторики.
4. Мастер-класс для педагогов с применением комплекса методов и приемов, позволяющих развивать у детей мелкую моторику.
Публикация «Мастер-класс на КМО „Развитие высших психических функций дошкольников посредством развития мелкой моторики рук“» размещена в разделах
Ход мастер класса:
Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема моего мастер – класса звучит так: «Развитие высших психических функций детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук». Данная тема наиболее актуальна для работы с детьми дошкольного возраста.
Ни для кого не секрет, что за последние годы значительно увеличилось количество детей с низким уровнем речевого развития.
Развитие мелкой моторики рук ребенка один из показателей психического развития ребенка. В прогрессе функций развития мозга ребенка в первые годы жизни большая роль принадлежит движению рук. Первый научный анализ влияния специфических движений рук на развитие языка дал Иван Михайлович Сеченов. Исследования Миры Михайловны Кольцовой доказали, что при движениях пальцами у детей усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга, то есть совместная активность моторных и сенсорных речевых зон. Следовательно, речевые области головного мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Таким образом, чем больше движется рука, тем быстрее развивается мозг ребенка.
Развитие мелкой моторики рук происходит в различных видах деятельности:
Пальчиковые игры
очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх – потешках. Мы планируем пальчиковую гимнастику в соответствии с комплексно-тематическим планированием.
Например, изучая тему «Овощи» выполняем пальчиковую гимнастику «Капуста» - мы капусту рубим, рубим (ребро ладони, мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга, мы капусту солим, солим (щепотками, мы капусту жмем, жмем (сжимаем и разжимаем кулаки).
Изучая тему «Моя семья» проводим соответствующую пальчиковую игру: "Моя семья" - этот пальчик – мамочка, этот пальчик – папочка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик – дедушка, этот пальчик – я. Вот и вся моя семья! (попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки).
Наши дети очень любят играть в пальчиковый театр: мы предлагаем сюжет игры, а дети с удовольствием проигрывают сценки.
Конструирование:
развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук. В нашей группе есть «Логоцентр», в котором собраны различные игры и пособия для развития мелкой моторики у детей. Есть много игр фабричного производства: различные шнуровки, игра «Грибочки», «Лягушка», различные головоломки, которые развивают не только мелкую моторику, но и логическое мышление.
Конструирование из бумаги в технике оригами.
Занятия оригами полезны для развития интеллекта, памяти, пространственного воображения, мышления, логики, мелкой моторики, речи. Во время занятий оригами развиваются такие полезные качества, как терпение, внимательность, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца. При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели.
Лепка:
для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами.
Формированию координации движений пальцев рук способствует аппликация.
Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает объемная аппликация. Путем сминания кусочков гофрированной бумаги кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы отличаются красочностью, художественным вкусом.
Изобразительная деятельность влияет на эстетическое воспитание, развивается мелкая моторика, творческие способности.
Разнообразны нетрадиционные техники ИЗО: рисование пальчиками, ладошкой, оттиск смятой бумаги, печатками, губкой, рисование воском, ниткой, обрывание, скатывание бумаги.
Развитие мелкой моторики и тактильно двигательного восприятия позволяет детям:
- овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,
- лучше адаптироваться в практической жизни,
- научиться понимать многие явления окружающего мира.
Мастер-класс для педагогов:
Воспитателям предлагается творческое задание "Грибной дождь", способствующее развитию мелкой моторики рук.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.