Алёна Тычкина
Развитие психофизических качеств детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также вкладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.
Публикация «Развитие психофизических качеств детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Физическая подготовленность детей характеризуется совокупностью сформированных двигательных навыков и основных физических качеств.
Психологическая сущность развития физических качеств детей, заключается в том, что физические качества плодотворно влияют на совершенствование функций нервной системы, содействуют развитию подвижности и выработке тормозных реакций упражнения в развитии физических качеств имеют огромное значение для всестороннего гармонического совершенствования ребёнка. Решающим фактором в развитии движений в том числе физических качеств детей является обучение в активной действенной форме при ведущей роли сознания (Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Леонтьев А. Н. и другие).
Физическими качествами Матвеев Л. П., Новиков А. Д. называют отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных действиях - основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании, спортивных занятиях, подвижных играх.
Кузнецов В. С., Холодов Ж. К. утверждают, что физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной активности [15].
Вавилова Е. Н., Вильчковский Е. С., Кистяковская М. Ю. применяют термин «двигательные качества». Степаненкова Э. Я. употребляет термин «психофизические качества». Волков Л. В. пользуется термином «физические способности», а Зациорский В. М. термином «физические качества» [14].
Но, несмотря на представленные различия, исследователи сходятся в вопросе формулировки понятия физических качеств как отдельных проявлений двигательных возможностей человека, обусловленных во многом врожденными анатомо-физиологическими, биохимическими, психологическими особенностями, а также социальными факторами обучения и воспитания.
Именно на такую взаимообусловленность социальных и биологических факторов в развитии физических качеств указывают многие исследователи.
Быстрота рассматривается в теории физического воспитания как «комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции». Практически это проявляется способностью выполнять двигательные действия в минимальный срок. Предполагая, что выполнение двигательной задачи кратковременно и не вызывает у ребенка утомления. Среди физических качеств особое место занимает быстрота [12].
Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройка условно-рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты.
Занимаясь регулярно, быстроту движений можно значительно улучшить, но и сохранить её. Возможности развития быстроты движений расширяются у детей 5-6 лет в связи с тем, что они уже хорошо владеют бегом, прыжками.
Для развития этого качества нужно использовать упражнения, выполняемые с максимальной скоростью и в многократном повторении, а также различные игры, направленные на развитие быстроты [10].
Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением. В старшем возрасте бег на скорость (добежать до флажка как можно быстрее) с изменением темпа, (средний, быстрый).
Выделяют три основные формы проявления быстроты:
- латентное время двигательной реакции;
- скорость отдельного движения;
- частота движений.
Латентное время реакции может быть несколько улучшено за счет рационального поведения в период, предшествующий реагированию. В частности, имеет значение направленность внимания: при внимании, направленном на предстоящее движение (моторный тип реакции, время реагирования меньше, чем при направленности внимания на восприятие сигнала (сенсорный тип реакции). Быстрота реакции повышается при некотором напряжении мускулатуры. Быстрота реакции зависит от времени ожидания сигнала; оптимальное время между предварительной и исполнительной командой — около 1,5 сек.
Скорость отдельных движений – это временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (выпрыгивание вверх из положения приседа и т. д.). Скорость отдельных движений обусловлена подвижностью нервных процессов, протекающих в нервно-мышечных структурах, а также сократительными свойствами мышечного аппарата (преобладанием быстрых (белых) мышечных волокон).
Частота движений - это способность человека выполнять движения
в максимальном темпе в единицу времени. Темп движений очень важен в циклических движениях (бег, плаванье, велоспорт) и при быстром повторении ациклических движений (прыжки). Каждое движение такого типа представляет собой упорядоченное чередование напряжения и расслабления одних групп мышц (синергистов) с одновременным расслаблением и напряжением других (антагонистов).
Эти формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Ребенок может иметь быструю реакцию, но быть медлительным в движении, и наоборот. Комплексное сочетание трех указанных форм определяет все случаи проявления быстроты.
К положительным скоростным нагрузкам дошкольники приспособлены плохо. На протяжении дошкольного возраста происходит постепенное нарастание физиологической лабильность нервных центров и подвижности нервных процессов. Соответственно, умеренно развиваются различные показатели быстроты – время двигательной реакции, скорость одиночного движения и максимальный темп движений. Изложенное выше, а также исследования, проведенные Э. С. Вильчковского и Н. А. Ноткиной указывают на возможность сенситивного периода в развитии быстроты у дошкольников в возрасте 4-6 лет.
В дошкольном возрасте существует определённая закономерность, обусловливающая использование различных средств воспитания быстроты: чем старше ребёнок, тем больше значение приобретает комплексное использование беговых упражнений скоростного характера.
Сокращение времени реакции неодинаково для различных групп мышц, а величина этого показателя зависят от врождённых свойств нервной системы детей, их индивидуально-типологических способностей. Скорость одиночных движений, различна для разных мышечных групп. В 4-5 лет она больше для проксимальных частей конечностей, чем дистальных. С 6-7 лет начинает преобладать скорость движения мышц, управляющих дистальными сегментами: у детей 4-5 лет больше скорость одиночных движений мышц плеча и бедра, а с 6-7 лет нарастает скорость движений пальцев.
Физические качества у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если формирование двигательных навыков у детей закрепляется при низком уровне развития двигательных качеств, то в дальнейшем это может привести к закреплению неправильных навыков выполнения движения.
В своих исследованиях Бернштейн Н. А., Вавилова Е. Н., Введенский Н. Е., Полунин А. И., Сеченов И. М. и др., рассматривали взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств, как диалектическое единство формы и содержания. Тесная взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств объясняется общностью условно-рефлекторного механизма этих двух процессов. Поэтому в целях гармоничного развития ребенка необходимо создавать условия для их параллельного развития.
Для выполнения ряда движений детям дошкольного возраста необходим определенный уровень развития быстроты, ловкости, силы, выносливости. Без этого движениям детей, несмотря на их разнообразие, не хватает экономичности, целесообразности, они не могут проявить полностью имеющийся резерв возможностей организма.
Уровень физической подготовленности во многом отражает возможности функциональных систем организма. Лучшие показатели физических качеств (например, быстроты) отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, при благоприятном эмоциональном фоне. В свою очередь при накоплении в организме усталости или при отрицательных эмоциях заметно снижаются частота движений и их скорость, двигательная реакция замедляется, увеличивается число неточных движений, особенно сложно координированных.
Основными физическими качествами принято считать ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо одно из них. Например, при беге на короткие дистанции - быстрота; при беге на длинную дистанцию - выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега - сила в сочетании с быстротой.
Ловкость - это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.
Ловкость развивается при выполнений упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др., с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур).
Быстрота - способность человека выполнять движения в наикратчайшее время. Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройка условно-рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты. Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью, на скорость (добежать до финиша как можно быстрее, с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый, а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).
Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья [6; С. 84].
Гибкость - способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении. Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих. У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного).
Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например, сделать 2-3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2-3 полуприседания, затем - глубокое приседание.
Сила - степень напряжения мышц при их сокращении. Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки, преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях).
В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям [6].
Учитывая анатомо-физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания, большое напряжение организма [7].
Интенсивность выполняемых упражнений, масса предметов (мешочков с песком и др., дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно.
Выносливость - способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время. Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах, во время которых упражнения чередуются с отдыхом.
Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются. И это также способствует развитию выносливости [11; С. 116].
Для развития быстроты движений используются силовые и скоростно-силовые упражнения (метание, прыжки, бег, специальные упражнения с элементами предельно быстрых движений (из положения лежа на спине по сигналу встать и добежать до предмета). Беговые упражнения в этом процессе занимают одно из ведущих мест. Рекомендуется быстрый и медленный бег, бег с ускорением по прямой, бег в максимальном темпе на дистанцию 10 м, бег за партнером, стартующим на 2—3 м впереди, бег на дистанцию 30 м. Для совершенствования быстроты реакции и обучения быстрому началу движений используют бег с неожиданным ускорением по сигналу, старты из разных исходных положений, бег с изменением направления и т. д. [9].
Равновесие - способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.
Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах (верхолаз и др.) .
Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела (ОЦТ). У дошкольников ОЦТ расположен высоко, поэтому им труднее сохранить равновесие. При выполнении упражнений, смене положений центр тяжести тела смещается и равновесие нарушается. Требуется приложить усилия, чтобы восстановить нужное положение тела. Равновесие развивается в большей степени в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке, также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др.).
5-6 лет Могут ходить по бревну. Ловко прыгают и стоят на одной ноге. Не способны связывать отдельные моторные навыки в сложное единое действие. Могут одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки. Умеют пользоваться письменными принадлежностями, посудой и другими предметами домашнего обихода.
6 -7 лет Плавное, медленное и устойчивое увеличение роста и веса. Устойчивый рост физической силы. Совершенствование двигательных способностей. Улучшение координации и физической ловкости. Могут ездить на велосипеде, прыгать через скакалку, плавать, танцевать, писать и играть на музыкальных инструментах. Могут играть в баскетбол, футбол, бейсбол и т. д. Повышение вариативности исполнения освоенного действия, но без увязывания с другими действиями. Могут разрезать ножом мягкую пищу, завязать простой узел. Совершенствуется изобразительная деятельность. Могут рисовать карандашами различные фигуры (круг, квадрат, треугольник, вырезать из бумаги, лепить из глины и пластилина различные фигуры.
Особая динамика в развитии психомоторной сферы отмечается у детей с задержкой психического развития, что ведет к трудностям в школе, в их учебной деятельности. Это может проявляться в таких видах деятельности как: рисование, письмо, ручной труд. В основе трудностей лежит недоразвитие произвольных двигательных действий, их целенаправленность, а также быстрая истощаемость детей.
Причиной нарушения моторной сферы детей с задержкой психического развития является отставание созревания корковых отделов, которые организуют и регулируют двигательную активность детей. Многие ученые отмечают особенности моторной сферы у детей с задержанным психическим развитием. И пусть на внешний взгляд у детей не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, при более тщательном и глубоком исследовании мы обнаруживаем отставание, которые проявляются в регуляции, целенаправленности, произвольности действий, ограниченности двигательных навыков и несформированности техники выполнения движений. Недостатки межанализаторного синтеза тормозит становление графомоторных навыков у данной категории детей, а также является причиной нарушения мелкой моторики, которые ведут к трудностям в учебном процессе.
Таким образом, физические качества определяют как отдельные проявления двигательных возможностей человека, обусловленных во многом врожденными анатомо-физиологическими, биохимическими, психологическими особенностями, а также социальными факторами обучения и воспитания. К физическим качествам относят силу, выносливость, гибкость, равновесие, быстроту, ловкость.
Психологическая сущность развития физических качеств детей, заключается в том, что физические качества плодотворно влияют на совершенствование функций нервной системы, содействуют развитию подвижности и выработке тормозных реакций упражнения в развитии физических качеств имеют огромное значение для всестороннего гармонического совершенствования ребенка.
Особенностью детей с задержкой психического развития является неравномерность (мозаичность) нарушений различных психических функций. Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития характеризуются недостаточным развитием восприятия, неспособностью концентрировать внимание на существенных (главных) признаках объектов. Логическое мышление у таких детей может быть более сохранным по сравнению с памятью. Отмечается отставание в речевом развитии. У детей отсутствует патологическая инертность психических процессов. Такие дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные навыки в другие сходные ситуации. С помощью взрослого дети с задержкой психического развития могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя и в замедленном темпе. Отмечается характерная для них импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкая продуктивность деятельности.
Игровые действия детей бедны и невыразительны, что является следствием схематичности, недостаточности представлений детей о реальной действительности и действиях взрослых. Недостаточность представлений, естественно, ограничивает и задерживает развитие воображения, имеющего важное значение в формировании сюжетно-ролевой игры. Дети с задержкой психического развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью, они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны резкие колебания настроения. На первый план в развитии таких детей выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик.