Гузь Ольга Александровна
Консультация для родителей «Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Дошкольники еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработка этого навыка вызывает у леворуких детей.
Темочки:
Умение различать правую и левую сторону - это важная предпосылка для многих видов обучения.
Сформировать у детей необходимые для обучения в школе знания, умения и навыки поможет игра. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества которые необходимы для дальнейшей жизни.
Игры для дифференциации правых и левых частей тела:
показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет;
поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой;
после уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.
Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т. д.
Игры на формирование ориентировки в окружающем пространстве :
«Покажи, какой предмет находится справа от тебя» или «Положи книгу слева от себя». Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа - это ближе к правой руке, слева - ближе к левой.
Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями.
• Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос : «Где находится книга, справа или слева от тетради?»
• Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради - справа или слева.
• Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, справа - ручку и т. д.
Игры с мячом развивают не только мелкую, но и общую моторику, ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость и быстроту реакции.
- «Фокусник». (Движения соответствуют тексту.)
За рукой и под рукой,
Из-под кисти - на покой.
Над рукою он кружит,
От неё теперь бежит.
Между пальцев подержу
И в ладошку положу. Из руки его достану,
Справа, слева ставить стану.
Перед грудью пронесу,
Сзади спрячу, потрясу.
Из-за спинки выну мячик,
Возле ног моих поскачет.
Подержу вверху, внизу,
Мимо носа пронесу.
Мяч снаружи, мяч внутри,
По руке качу - смотри!
Вдоль ладони, через палец
И вокруг запястья танец.
Мяч с одной рукой играет
И к другой перебегает.
Дружит мяч с моей рукой –
Вот я фокусник какой!
- Мяч -«ёжик». (Движения соответствуют тексту)
Я мячом круги катаю,
Взад-вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь - последний трюк:
Мяч летает между рук! (мяч между ладоней)
(смена рук)
(соответственно)
(смена рук)
(сжимаем мяч)
(смена рук)
(соответственно)
(смена рук)
(перебрасывание мяча из руки в руку)
Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.