Сагандыкова Лилия
Развитие пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей представлений о пространственных отношениях, умения ориентироваться в пространстве – одна из задач математического развития детей дошкольного возраста.
Особенно следует подчеркнуть необходимость формирования пространственных представлений для подготовки дошкольников к обучению в школе. Ориентировка в пространстве, представляющем собой лист тетради, умение видеть расположение знаков на листе бумаги – специфические требования, предъявляемые первокласснику в процессе учебной деятельности. Без умения ориентироваться в окружающем пространстве, без понимания пространственных направлений, отношений и расстояний невозможно усвоение программы начальной школы. Недостаточный уровень их развития обнаруживается на уроках письма, чтения, математики, труда, физкультуры и рисования. Освоение специальных слов и грамматических форм, обозначающих пространственные признаки – немаловажный этап в освоении детьми пространства. Пространственные предлоги и наречия рано появляются в речи дошкольника, но подлинно пространственное содержание нередко скрыто от ребенка. Часто шестилетние дети не понимают смыслового значения употребляемых ими терминов. Освоение пространственного словаря в дошкольном возрасте надо рассматривать в единстве с развитием пространственных восприятий, представлений и ориентировок детей, оно должно опираться на прочную основу. Словарь пространственных терминов ребенка служит показателем его знаний об этих отношениях.
Публикация «Развитие пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В своей работе по развитию пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста я объединила методику предложенную Т. А. Мусейибовой, с заданиями предложенными в методике О. И. Крушельницкой. А также для развития способностей к ориентации в трехмерном пространстве на занятиях использую развивающие игры Б. П. Никитина «Сложи узор», «Уникуб». Эти игры помогают развивать у детей пространственное воображение, сообразительность и логическое мышление, навыки счета и графические способности.
Поэтому в работе по формированию у детей пространственных представлений делаю акцент на следующие содержательные направления.
1. Введение в пассивный и активный словарь детей соответствующих терминов.
2. Развитие способности к ориентации в двухмерном пространстве (на примере тетрадного листа) :
а) верхний и нижний край тетрадного листа;
б) перемещения на плоскости с учетом направлений; в) прямое и зеркальное копирование с образца с опорой на клетки;
г) графические диктанты;
3. Развитие способности к ориентации в трехмерном пространстве.
а) развитие способности к ориентации в трехмерном пространстве в движении;
б) игры на составление объёмных фигур из кубиков;
4. Развитие способности к выделению фигуры из фона.
Работа на занятиях по формированию пространственных представлений у дошкольников включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным на них является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся по линейно-концентрическому принципу упражнений, заданий-поручений, заданий-требований с предметами и без них. Вопросы, пояснения и разъяснения педагога в сочетании с показом, словесные отчеты детей о выполнении заданий, т. е. все многообразие приемов и методов обучения на занятиях направлено на различение, дифференциацию, осознание, точное словесное обозначение основных пространственных направлений в разных практически действенных ситуациях.
Для выявления знаний и умений у дошкольников по ориентировке в пространстве предлагаю использовать следующие методики, диагностики: Диагностика пространственных представлений о собственном теле «Пробы Хеда», методика «Что находится спереди от меня?», методика «Расположение предметов на рисунке», методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина.
Познание ребенком пространства и ориентировка в нем — процесс сложный и длительный, а развитие у детей пространственных представлений требует специального обучения. Его основой должно быть прежде всего накопление знаний о предметах окружающего мира в их пространственных отношениях. Большое значение для формирования пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста имеет словарная работа и воспитание культуры речи как на специальных занятиях (по математике, по развитию речи, изобразительной деятельности, на физкультурных, так и в играх детей, в их повседневной жизни.