Татьяна Разубаева
Развитие восприятия у детей дошкольного возраста в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время вопрос о развитии восприятия детей дошкольного возраста является одним из остро стоящих в области познавательного развития. Актуальность данного вопроса заключается в том, что именно дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.
Публикация «Развитие восприятия у детей дошкольного возраста в игровой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» декабрь 2018
Одновременно с развитием восприятия начинается процесс формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положению в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Такое развитие является, как и фундаментом общего умственного развития ребенка и последующих форм познания. Остальные формы познания –запоминание, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия и являются результатом их обработки. Поэтому полноценное развитие восприятия у ребенка очень важно в общем развитии ребенка. Развитие восприятия детей дошкольного возраста осуществляется в процессе сенсорного воспитания.
Из выше сказанного следует вывод, что развитие восприятия детей дошкольного возраста является актуальным направлением в образовательной работе педагогов ДОУ.
В нашем исследовании мы проанализировали особенности организации дидактической игры по формированию представлений о сенсорных эталонах цвета у детей дошкольного возраста. Нами выявлено, что дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Применение дидактических игр повышает
эффективность педагогического процесса, в них дети с желанием знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия).
Исследование началось в сентябре 2018 года и длилось по декабрь 2018. А протяжении всего срока с детьми проводились занятия на развитие восприятия. Эффективность работы по формированию представлений у детей дошкольного возраста, посредством игровой деятельности будет проведена и проанализирована в ходе проведения педагогического эксперимента, в экспериментальном исследовании. Для достижения цели в ходе исследования были опробованы следующие методики:
- Нелепицы
- Какие предметы спрятаны в рисунках?
- "Что здесь лишнее?"
-«Разрезные картинки»
Далее будет приведено подробное описание методик и их результаты.
Методика «Нелепицы»
Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружаю-щем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно вы-ражать свою мысль; для детей от 4 лет.
Ход обследования. Ребенку показывают картинку, во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так. Расскажи, как на самом деле все должно быть».
Сначала ребенок называет все нелепицы, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время ограниченно тремя минутами. За это время ребенок должен заметить, как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Инструкция обработки:
10 баллов (очень высокий уровень развития) - если за отведённое время ребёнок заметил все нелепицы, успел удовлетворительно объяснить, что не так и как должно быть.
8 - 9 баллов (высокий уровень развития) - ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 не сумел до конца объяснить или сказать, как должно быть.
6 - 7 баллов (норма) - ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 3 - 4 из них не успел до конца объяснить.
4 - 5 баллов (средний уровень развития) - заметил все нелепицы, не успел объяснить 5 - 7 нелепиц.
2 - 3 балла (низкий уровень развития) - не успел заметить 1 - 4 имеющиеся на картинке нелепиц, до объяснения дело не дошло.
0 - 1 балл (очень низкий уровень развития) - за отведённое время ребёнок успел обнаружить меньше 4 из имеющихся нелепиц
Вывод: на основе проведенной методики можно сделать вывод, что большее количество детей в группе замечают и отмечают все нелепицы, но примерно 3 из них не могут связно и до конца объяснить. Что показывает нормальный уровень представлений об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; а также умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.)
Цель: Диагностика познавательных способностей.
Цель: диагностика познавательных способностей дошкольников.
Ребенку представляется несколько рисунков, в которых как бы спрятаны предметы, которые хорони ему известны.
Время выполнения задания ограничено 1 минутой.
Последовательно представляется 3 картинки. Каждая следующая картинка дается ребенку только поел того, как он нашел все предметы на предыдущей
Оценка результатов:
10 баллов — названы 14 предметов, время —20 сек. ;
8—9 баллов — названы все предметы за 21—30 сек. ;
6—7 баллов — названы все предметы за 31—40 сек. ;
4—5 баллов — ребенок решил задачу поиска за 41—50 сек. ;
2—3 балла — ребенок справился с задачей за 51—|60 сек. ;
0—1 балл — за время большее 60 сек. ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов.
Оценка уровня развития ребенка :
10 баллов — очень высокий уровень;
8—9 баллов — высокий;
4—7 баллов — средний;
2—3 балла — низкий;
0—1 балл — очень низкий.
Вывод: на основе проведенной методики можно сделать вывод, что познавательные способности детей на среднем уровне. В среднем дети определяют все предметы за период времени от 30 секунд до 1 минуты. Из чего следует вывод, что у воспитанников не наблюдается проблем с восприятием.
Методика "Что здесь лишнее?"
Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.
6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл - очень низкий.
Выводы: на основе проведенной методики можно сделать вывод, что дети в группе имеют средний уровень образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка так же на среднем уровне. При чем у большинства детей результаты, граничащие с высокими баллами. То есть дети правильно справляются с поставленной задачей, но тратят на её решение немного большее количество времени (от 1,5 до 2 минут, что является не плохим показателем.
Методика «Разрезные картинки» (С. Забрамная)
Цель методики: изучить степень сформированности у ребенка целостных образов предметов окружающего мира и их адекватность.
Проведение теста. Ребенку по очереди предъявляют разрезанные изображения предметов – от более простых к сложным (Цветные картинки, разрезанные на несколько частей. Для 3-4-летних – картинки, разрезанные на 2-4 части, а для 4-6-летних – картинки, разрезанные на 4-6 частей.). Карточки раскладывают хаотически, чтобы затруднить восприятие. Картинку предлагают собрать после того, как узнан нарисованный предмет. Если ребенок не может определить, что именно нарисовано на разрезанных картинках, возможна помощь взрослого, который обращает внимание на наиболее характерную деталь. Если изображение не узнано до начала работы, предлагают начать собирать картинку, и в процессе тестирования (либо после его окончания) взрослый еще раз спрашивает ребенка, узнал ли он изображенный предмет.
Анализ результатов.
1 балл – не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения.
2 балла – принимает задание, но условия задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения.
3 балла – принимает и понимает цель задания, выполняет методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб.
4 балла – принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием.
Вывод: Из результатов таблицы можно сделать следующие вывод, что к концу исследования большая часть детей имеет средний уровень. Дети понимают цель задания, но выполняют задание методом перебора. И лишь после показа правильного выполнения задания и обучения, начинают использовать целенаправленные пробы для выполнения задания.
Дети с низким уровнем не понимают условия задания, действуют хаотически и даже после обучения не переходят к самостоятельному выполнению задания.
Заключение.
На основе проведенных методик можно сделать вывод, что по истечению исследования целостное зрительное и пространственное восприятие и способность воссоздавать зрительный образы по представлению у детей данной группы возросло до высокого и среднего уровня по отношению к началу исследования.
У детей со средним уровнем развития наблюдается незначительное искажение в передаче формы, незначительное искажение пространственного расположения деталей изображения, они испытывают трудности в выполнении задания, выполняет задание с помощью взрослого. Детям с высоким уровнем развития зрительного и пространственное восприятия свойственно передавать форму изображения верно, все детали полученного изображения расположены верно, такие дети действует уверенно и без затруднений.
Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях.
На основе проведенного анализа психолого-педагогической литературы можно констатировать, что сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой - составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие. Именно поэтому развитие воспитания заключается в своевременном обучении ребенка. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.