Нелли Великанова
Развитие просодики у детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Для решения коррекционных задач отлично подходит такая детская деятельность, как театрализация. В этой работе особенное значение имеет развитие просодической стороны речи.
Задачи по развитию просодики :
• формировать правильное дыхание;
• формировать звонкий, сильный голос;
• формировать плавность и слитность произношения;
• развивать методико-интонационную сторону речи;
• формировать навык владения голосовыми модуляциями;
Публикация «Развитие просодики у детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• развивать слуховой контроль.
Упражнения для дыхания
«Листья шелестят»
Детям раздаются полоски тонкой зелёной бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу: «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.
«Снежинки летят»
На ниточки прикрепляются вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу: «Снежинки летят».
Развитие мимических мышц строится на использовании естественных движений в игровых ситуациях:
• «Плакса» - зажмуривание глаз;
• «Мы удивились»- приподнимание и опускание надбровных дуг;
• «Надуем шарик»- надувание щек без сопротивления и с надавливанием;
• «Тигренок»- оскаливание зубов;
• «Упрямые бараны»- нахмуривание мышц лба;
• «Веселый клоун»- улыбнуться и т. д.
Для правильного голосоведения большое значение имеет артикуляция. Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводим упражнения для губ, языка, нижней челюсти. Например:
• «Нашинкуем язык» - покусывая язык, постепенно высовывать его 4-8 раз.
• «Лошадки цокает копытцем»- пощелкивание языком, меняя размеры и конфигурацию рта цокает далеко - близко, громко - тихо, маленькая-большая лошадка, грустно-весело, задумчиво, игриво.
• «Футбол» - движение языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки.
• «Иголочка» - протыкать языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки несколько раз.
• «Щеточка» - проводить языком между деснами и губами - чистить зубы языком.
• «Прятки» - чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов. «Обиделись» - вывернуть нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение.
Позднее детям предлагаются задания, в которых артикуляционные позы сочетаются с движением разных частей тела.
Основной задачей в работе над силой голоса – сформировать умение правильно пользоваться голосом в зависимости от ситуации: громко отвечать на занятиях, умеренно – в группе. Используем следующие приемы работы:
• произнесение изолированных гласных звуков (шепотом, тихо, громко);
• произнесение согласных звуков с постепенным усилением и ослаблением голоса (используем схемы);
• произнесение слогов, звукоподражаний и звукосочетаний с различной громкостью;
• произнесение коротких фраз с разной силой голоса;
• воспроизведение чистоговорок, поговорок и загадок громко, умеренно и тихо;
• чтение стихов, потешек и считалок с различным уровнем громкости и сменой силы голоса;
• выполнение установки – читать стихотворение громко или тихо;
• повышение и понижение громкости голоса в зависимости от содержания текста сказки или рассказа.
Примерные игровые задания, которые мы используем на занятиях.
• «Певцы» (пение гласных звуков).
• «Паровозик» (пение гласного - у -, далеко - близко).
• «Кукла спит» (гласный - а -, укачай куклу).
• «Учим мишку петь» (гласные звуки).
• «Строим домик» (тук – тук - тук).
• «Играем на барабане» (та – та – та, да – да – да, та – да – та - да).
• «Вьюга». (Пришла зима. Налетела вьюга, завыла: у – у – у, застонали берё зы: м` – м` – м` (мягко, высоко, тополя: м – м – м (громко, тяжело).
• «Угадай, чей это голос – мамы или детёныша».
• «Песня вьюги, ветерка» (произнесение звука - у – громко в одной тональности, не меняя силы звучания, затем тихо, с переходом от тихого голоса к громкому без паузы).
• «Забиваем гвозди» ( произнесение слогов с ударением на последнем слоге: та – та – та – тан, га – га – га - ган).
• «Эхо» (рассказ стихотворения с заданной силой голоса, с соблюдением нужного темпа и ритма).
• «Разговор кошки с хозяйкой» (покажите, как кошка просит молоко, как поет песенку: мяу – мяу (весёлым, радостным голосом).
• Проговаривание междометий «Ай!», «Ой!», «Ах!», «Ох!» (удивлённо, сердито, весело и печально).
Развитию диапазона детского голоса способствуют такие упражнения, как:
• работа над скороговорками, следуя за чёткой артикуляцией, вначале в медленном темпе, а потом в обычной разговорной манере;
• использование слов и стихотворных текстов – голос при этом движется, как по лестнице – живот, грудь, ротовая полость;
• сомкнуть зубы и выговаривать словосочетания и скороговорки за счёт губ, а затем свободно;
• озвучка: один произносит без голоса знакомые скороговорки, а другой синхронно озвучивает;
• пение отдельных слогов – «ма, мо, му, на, но, ну» по хроматической гамме в наиболее удобной для ребёнка тональности на опоре дыхания и в «маске»;
• пение несложных мелодий, в которых сначала пропеваются только гласные, а затем все полностью.
Работа над голосом с дошкольниками - один из важных разделов работы над устной речью. Формирование у детей внятной устной речи неразрывно связано с формированием навыков пользования голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.
Благодаря занятиям по формированию просодической стороны речи и голоса у детей происходит восстановление взаимосвязи между дыханием и звучанием, получение громкого, звонкого звучания голоса и закрепление этого в самостоятельной речи ребёнка.