Получи документы

Развитие просодики у детей с нарушениями речи

Нелли Великанова
Развитие просодики у детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Для решения коррекционных задач отлично подходит такая детская деятельность, как театрализация. В этой работе особенное значение имеет развитие просодической стороны речи.

Задачи по развитию просодики :

• формировать правильное дыхание;

• формировать звонкий, сильный голос;

• формировать плавность и слитность произношения;

развивать методико-интонационную сторону речи;

• формировать навык владения голосовыми модуляциями;

Публикация «Развитие просодики у детей с нарушениями речи» размещена в разделах

развивать слуховой контроль.

Упражнения для дыхания

«Листья шелестят»

Детям раздаются полоски тонкой зелёной бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу: «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.

«Снежинки летят»

На ниточки прикрепляются вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу: «Снежинки летят».

Развитие мимических мышц строится на использовании естественных движений в игровых ситуациях:

«Плакса» - зажмуривание глаз;

«Мы удивились»- приподнимание и опускание надбровных дуг;

«Надуем шарик»- надувание щек без сопротивления и с надавливанием;

«Тигренок»- оскаливание зубов;

«Упрямые бараны»- нахмуривание мышц лба;

«Веселый клоун»- улыбнуться и т. д.

Для правильного голосоведения большое значение имеет артикуляция. Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводим упражнения для губ, языка, нижней челюсти. Например:

«Нашинкуем язык» - покусывая язык, постепенно высовывать его 4-8 раз.

«Лошадки цокает копытцем»- пощелкивание языком, меняя размеры и конфигурацию рта цокает далеко - близко, громко - тихо, маленькая-большая лошадка, грустно-весело, задумчиво, игриво.

«Футбол» - движение языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки.

«Иголочка» - протыкать языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки несколько раз.

«Щеточка» - проводить языком между деснами и губами - чистить зубы языком.

«Прятки» - чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов. «Обиделись» - вывернуть нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение.

Позднее детям предлагаются задания, в которых артикуляционные позы сочетаются с движением разных частей тела.

Основной задачей в работе над силой голоса – сформировать умение правильно пользоваться голосом в зависимости от ситуации: громко отвечать на занятиях, умеренно – в группе. Используем следующие приемы работы:

• произнесение изолированных гласных звуков (шепотом, тихо, громко);

• произнесение согласных звуков с постепенным усилением и ослаблением голоса (используем схемы);

• произнесение слогов, звукоподражаний и звукосочетаний с различной громкостью;

• произнесение коротких фраз с разной силой голоса;

• воспроизведение чистоговорок, поговорок и загадок громко, умеренно и тихо;

• чтение стихов, потешек и считалок с различным уровнем громкости и сменой силы голоса;

• выполнение установки – читать стихотворение громко или тихо;

• повышение и понижение громкости голоса в зависимости от содержания текста сказки или рассказа.

Примерные игровые задания, которые мы используем на занятиях.

«Певцы» (пение гласных звуков).

«Паровозик» (пение гласного - у -, далеко - близко).

«Кукла спит» (гласный - а -, укачай куклу).

«Учим мишку петь» (гласные звуки).

«Строим домик» (тук – тук - тук).

«Играем на барабане» (та – та – та, да – да – да, та – да – та - да).

«Вьюга». (Пришла зима. Налетела вьюга, завыла: у – у – у, застонали берё зы: м` – м` – м` (мягко, высоко, тополя: м – м – м (громко, тяжело).

«Угадай, чей это голос – мамы или детёныша».

«Песня вьюги, ветерка» (произнесение звука - у – громко в одной тональности, не меняя силы звучания, затем тихо, с переходом от тихого голоса к громкому без паузы).

«Забиваем гвозди» ( произнесение слогов с ударением на последнем слоге: та – та – та – тан, га – га – га - ган).

«Эхо» (рассказ стихотворения с заданной силой голоса, с соблюдением нужного темпа и ритма).

«Разговор кошки с хозяйкой» (покажите, как кошка просит молоко, как поет песенку: мяу – мяу (весёлым, радостным голосом).

• Проговаривание междометий «Ай!», «Ой!», «Ах!», «Ох!» (удивлённо, сердито, весело и печально).

Развитию диапазона детского голоса способствуют такие упражнения, как:

• работа над скороговорками, следуя за чёткой артикуляцией, вначале в медленном темпе, а потом в обычной разговорной манере;

• использование слов и стихотворных текстов – голос при этом движется, как по лестнице – живот, грудь, ротовая полость;

• сомкнуть зубы и выговаривать словосочетания и скороговорки за счёт губ, а затем свободно;

озвучка: один произносит без голоса знакомые скороговорки, а другой синхронно озвучивает;

• пение отдельных слогов – «ма, мо, му, на, но, ну» по хроматической гамме в наиболее удобной для ребёнка тональности на опоре дыхания и в «маске»;

• пение несложных мелодий, в которых сначала пропеваются только гласные, а затем все полностью.

Работа над голосом с дошкольниками - один из важных разделов работы над устной речью. Формирование у детей внятной устной речи неразрывно связано с формированием навыков пользования голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.

Благодаря занятиям по формированию просодической стороны речи и голоса у детей происходит восстановление взаимосвязи между дыханием и звучанием, получение громкого, звонкого звучания голоса и закрепление этого в самостоятельной речи ребёнка.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речиИспользование приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Развитие речи является одной из важнейших задач при подготовке детей к школе. Педагогическое воздействие при устранении речевых нарушений.

Речевая зарядка для детей с нарушениями речи Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 184 «Искорка» комбинированного вида» (МКДОУ.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Формирование просодической стороны речи у детей с нарушениями речи ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Автор: Аксеновская Любовь Алексеевна, учитель-логопед МАДОУ д/с № 55.

Проектная деятельность «Эмоционально-волевое развитие у детей 6–7 лет с нарушениями речи» Актуальность По многолетним наблюдениям было замечено, что у ребенка с нарушениями речи часто нарушены не только речевые, но и неречевые.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями зрения Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка - важный период для его дальнейшего развития. В это время развивается и формируется «фундамент».

Развитие сенсорных эталонов у детей с нарушениями зренияРазвитие сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, не имеют достаточно полных и точных представлений об окружающем мире. Из-за нарушения.

Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством образовательной технологии «путешествие по карте» Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, так как процент дошкольников с различными.

Развитие высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речиРазвитие высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи Установлено, что психические процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение) у ребенка развиваются.

Задачи воспитателя ДОУ для детей с нарушениями речи В задачу воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие просодики у детей с нарушениями речи
Опубликовано: 3 июля 2019 в 12:17
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие просодики у детей с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Нелли Великанова (УИ 756110) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД