Романовская Ольга
Развитие предметно-пространственной развивающей среды логопедического кабинета в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы. Начав работать логопедом, я планировала создание предметно-пространственной развивающей среды своего кабинета с учетом требований ФГОС. Растет мой профессиональный опыт, развивается среда кабинета.
Публикация «Развитие предметно-пространственной развивающей среды логопедического кабинета в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление детских садов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Основное назначение логопедического кабинета : создание рациональных условий для коррекционной работы с детьми с ТНР, т. е. детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.
Организованная предметно – пространственная развивающая среда моего логопедического кабинета способствует целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе обучения детей.
При организации ППРС я соблюдала основные требования ФГОС и поэтому среда моего кабинета : насыщенна, трансформируема, полифункциональна (пособия легко снимаются со стен и переносятся; детские столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из кабинета во время разнообразных видов деятельности, вариативна (наглядно – методический материал, дидактические пособия и настольно – печатные игры многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения); доступна (материал для свободной самостоятельной деятельности воспитанников расположен на нижних открытых полках) и безопасна.
Пространство для учебно-познавательной и коррекционно-развивающей деятельности в логопедическом кабинете оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Мебель, жалюзи изготовлены по моим эскизам. В кабинете размещены столы и стулья с регулируемыми ножками разной высоты, соответствующие росту детей по рекомендациям СанПин. В кабинете достаточное естественное основное и искусственное освещение, дополнительное освещение над зеркалом, доской; стены кабинета выкрашены в светло-персиковые тона.
Мой кабинет разделен на следующие центры:
• центр коррекции звукопроизношения центр
• дидактического и игрового сопровождения;
• учебный центр;
• центр методических материалов и пособий;
• консультативный центр для работы с педагогами и родителями;
• рабочий центр;
• информационный центр.
1. Центр коррекции звукопроизношения.
Центр развития артикуляционной моторики и мимики содержит: зеркало, рабочий стол, зонды, комплексы артикуляционной и мимической гимнастики; практический материал, игрушка «Тотошка» для проведения артикуляционной гимнастики; альбомы и картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех групп, картотека упражнений по преодолению гиперсаливации, для растяжения подъязычной связки, профили звуков, настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп; тексты для автоматизации поставленных звуков. Также включает в себя дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития речевого дыхания и фонального восприятия.
2. Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми с ТНР осуществляется по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения и развития речевого дыхания;
- раздел развитие лексико-грамматического строя речи (в нем подобраны пособия и игры на словоизменение и словообразование, образование падежных форм и др.);
- раздел развитие связной речи (включает игры и пособия, формирующие у детей умение строить собственное высказывание, наборы предметных и сюжетных картинок для составления разных видов рассказов, наборы текстов для пересказов);
- раздел развитие языкового анализа и синтеза и обучение грамоте (представлен городом букв, букварями Н. С. Жуковой, наборами буквам, пеналами для звуко-слогового анализа слов и составления схем предложения, картинки с текстами для чтения, карточки для составления слов);
- раздел развития мелкой моторики (здесь находятся картотеки пальчиковых гимнастик, физ. минуток, мячики су-джок, трафареты для игр с прищепками, камушками марблс, материалы для самомассажа пальцев рук, игры со шнуровками, мозаики, сухой бассейн с комплектом мелких игрушек);
- раздел развитие психических процессов (в нем подобраны игры и пособия для развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления, интеллектуальных способностей);
- раздел формирование фонематического восприятия (представлен пособиями для различения неречевых звуков, дидактическими играми на различение парных звонких – глухих согласных, на различение твердых – мягких согласных звуков).
- раздел формирование слоговой структуры слова (представлен картинным материалом по 14 типам слов с различной ССС, пособиями для отработки слов различной ССС, авторскими пособиями «Паровозик», «Домик» для формирования умения делить слова на слоги).
3. Учебный центр
Оснащен магнитной доской, комплектом из 10 столов и 10 стульев, что позволяет проводить логопедические занятия в мини-подгруппах. Для проведения подгрупповых занятий добавляется парта и 2 стула из зоны коррекции звукопроизношения. К каждому занятию подбирается наглядно-дидактический материал в зависимости от целей занятия.
Содержание каждого раздела представлено в паспорте кабинета.
4. В центре методического сопровождения имеются альбомы с наглядным материалом для логопедического обследования О. Б. Иншаковой;
справочная литература по логопедии и детской психологии; методическая литература по коррекции звукопроизношения; преодолению ОНР (общего недоразвития речи, по обучению грамоте;
а так же учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи и др.
Весь материал систематизирован по разделам, папки и накопители бумаг оформлены в едином стиле.
5. Консультативный центр для работы с педагогами и родителями оснащен стульями для индивидуальных и подгрупповых бесед.
6. Рабочий центр учителя-логопеда оборудован стулом, ноутбуком, который базируется на рабочем столе. Данная зона одновременно является центром технических средств обучения. Вся информация хранится в электронном виде: презентации по лексическим темам, на автоматизацию звуков, а также компьютерные логопедические игры и др.
7. Информационный центр
Находится в приемной логопедической группы «Солнышко» и оборудован стендом «Логопед советует», в котором распологается сменная консультативная и занимательно-познавательная информация для родителей. Также информация выставляется в папках-передвижках.
Систематически ведется работа с родителями.
Материал совместных проектов оформляется в папках, которые представляются воспитанникам и родителям следующего набора для демонстрации различных форм работы с родителями.
Среда, окружающая детей в кабинете :
обеспечивает чувство психологической защищенности;
является средством полноценного развития воспитанников;
сочетает привычные и инновационные методы в организации и проведении коррекционных занятий.
Создавая коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета, я стремилась к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала бы у детей интерес и желание посещать занятия в кабинете.