Анашкина Ольга
Развитие познавательных способностей старших дошкольников в процессе обучения способам решения противоречий
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных целей образования сегодня является подготовка развивающейся личности к творческому труду. Для того, что бы выжить в ситуации постоянных изменений, адекватно на них реагировать, надо уметь самостоятельно работать с этими ситуациями: исследовать их, преобразовывать и т. д., т. е. на первый план выступают умения исследовательского характера, формирование познавательных способностей.
Публикация «Развитие познавательных способностей старших дошкольников в процессе обучения способам решения противоречий» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Поиск эффективных средств развития познавательных способностей детей, выявление условий становления познавательной деятельности в дошкольном возрасте является темой научных работ многих исследователей (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддъяков, А. П. Усова, А. П. Леушина, П. Г. Саморукова и др.)
В зарубежной педагогике также активно изучается организация исследовательского обучения. Дж. Швап, П. Брандвей и др. выделяют три уровня реализации «исследовательского обучения» :
1. педагог ставит проблему и намечает пути поиска, а ребенок ищет решение
2. педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно
3. постановка проблемы, поиск методов ее исследования, и разработка решения осуществляется детьми самостоятельно.
Мы выделили для себя такие основные положения:
• Познавательная деятельность тесно связана с практикой и определяется ею.
• Познавательная деятельность тесно связана с развитием мышления и воображения.
• Развитие познавательных способностей проявляется в возможности самостоятельно анализировать ситуацию, в умении менять свою точку отсчета при решении различных задач, в умении создавать идею будущего продукта и плана ее реализации, в высоком уровне развития логического мышления, в легкости ассоциирования, высокой концентрации внимания
• Отбирая содержание знаний, необходимо руководствоваться принципами
научности, системности, доступности, направленности на личностное развитие.
Говоря о развитии познавательных способностей дошкольников, важно понять:
- как мотивировать детскую познавательную деятельность;
- как познакомить детей с основными этапами исследовательской работы (наблюдение, выдвижение гипотез, проверка гипотез, эксперимент, рефлексия);
- как научить самостоятельно отслеживать полученные результаты и выдвигать новые гипотезы.
Одним из оптимальных средств развития познавательных способностей мы считаем работу с проблемными ситуациями и с творческими задачами.
Проблемные ситуации и творческие задачи базируется на модели:
«Элемент – Имя Признака Элемента - Значение этого признака»
В общей теории сильного мышления (ОТСМ) и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для анализа проблемной ситуации и построения приемлемого решения используется комплекс четырёх технологий (автор Н. Н. Хоменко) :
Технология «Новая Проблема».
Технология «Типовое Решение».
Технология «Противоречие».
Технология «Поток Проблем».
Основой нашей работы является адаптация технологии «Противоречие» к работе с дошкольниками для формирования у них основ самостоятельности в интеллектуально – творческой деятельности.
Технология «Противоречие», базируется на АРИЗ (алгоритме решения изобретательских задач) Г. С. Альтшуллера. Данная технология позволяет более глубоко проанализировать проблемную ситуацию и более четко сформулировать результат, который мы хотим достичь.
Итак, целенаправленная педагогическая работа по обучению детей решения разных проблемных ситуаций и творческих задач, на наш взгляд, наилучшим образом будет способствовать формированию познавательных способностей ребенка-дошкольника.
Цель нашей работы: развитие у детей познавательных интересов посредством решения противоречий.
Задачи:
1. Систематизировать знания детей о предметах окружающего мира.
2. Развивать у детей чувствительность к проблемам.
3. Учить детей решать противоречия различными способами.
4. Побуждать детей самостоятельно находить способ решения противоречия.
5. Развивать социальные навыки : умение работать в коллективе, учитывая мнение товарища, а также отстаивать собственное мнение.
Прежде всего, мы проанализировали реализуемую Образовательную программу, спланировали содержание и определили результаты, которые ожидали получить в итоге проделанной работы.
Вся наша работа условно была разделена на три этапа.
I этап: исследовательский
На данном этапе мы решали следующие задачи:
1. Систематизировать знания детей о предметах окружающего мира.
2. Расширять знания детей о надсистемных и подсистемных связях, линиях развития предметов окружающего мира.
3. Развивать познавательную активность детей.
4. Воспитывать умение добиваться поставленной цели.
Наша деятельность началась со знакомства детей с предметами, благодаря которым решались проблемы человека. Было предложено найти такие объекты в окружающем мире и выявить проблему, которую решал каждый объект. В процессе поиска дети выяснили, что предметы - помощники используются в разных сферах человеческой жизни: это и орудия труда, предметы быта, музыкальные инструменты и даже спортивный инвентарь. Итогом этой работы стала организация в группе выставки «Умные вещи», экспонаты которой дети самостоятельно отбирали.
Но дети не владели знаниями о линии развития, происхождения вещей, окружающих человека и поэтому «не видели глубины проблемы». Дети живут с мыслью о том, что совсем недавно появились эти «умные вещи», которые сразу же решили все проблемы человечества.
Перед детьми была поставлена проблема: как найти необходимую информацию об «умных вещах».
Решения детей были такими :
1. Посмотреть в книгах.
2. Подумать самим.
3. Спросить взрослых.
Маленькие исследователи приносили энциклопедии, брали познавательную литературу в библиотеке, спрашивали у родителей.
Вся информация была проанализирована и совместно со взрослыми оформлена в виде альбома «История вещей».
В результате каждый ребенок знал, что уже у самого древнего человека появились проблемы, он изначально пытался решить их, создавая для этого «умные вещи». Но проблема возникала вновь, вещи приходилось универсализировать, и все это дошло до нашего времени. Сегодняшний современный человек, решая свои проблемы, пытается облегчить свое существование с помощью все более универсальных вещей.
Далее были созданы условия для выяснения, живут ли проблемы в отобранных детьми вещах. Например, при обследовании объекта «кастрюля», было выявлено главное назначение - удерживать воду, а также другие предметы и продукты; приготовление и подогрев пищи.
Затем дети в процессе обсуждения нашли проблемы:
1. Большая кастрюля занимает много места.
2. Сильно нагревается при приготовлении пищи.
3. Чтобы приготовить много блюд одной кастрюли недостаточно.
4. Кастрюлю нельзя использовать для игры.
Стало ясно, что предмет надо изменить, усовершенствовать, а для этого нужны знания.
Мы понимали, что на этом этапе нам будет необходима помощь родителей. Поэтому пригласили их для обсуждения этого вопроса. Мы рассказали о важности данной деятельности для познавательного развития детей, дали методические рекомендации по поиску проблем «умных вещей» и предложили сотрудничество. Родители были очень заинтересованы. Совместно с родителями решили использовать в работе с детьми цыпленка Чикко, который так радовал детей при знакомстве с именами признаков, «Волшебниками», учил находить выход из сложных ситуаций. Мы обсудили это предложение с детьми, и было решено организовать кружок «Друзья Чикко». Родители помогли изготовить для детей бейджики с символом кружка.
II этап: познавательный
Задачи, которые мы решали на данном этапе:
1. Развивать чувствительность к проблемам.
2. Побуждать самостоятельно формулировать и решать противоречия.
3. Учить решать противоречия разными способами.
4. Подвести к самостоятельному определению алгоритма усовершенствования объекта.
5. Воспитывать умение работать в коллективе.
На занятиях кружка «Друзья Чикко» детям предлагалось решить проблемы «умной вещи», которую Чикко им прислал. Юные исследователи находили проблемы, формулировали противоречия и решали их. Для развития чувствительности к противоречиям, умения формулировать и решать противоречия мы отобрали дидактические игры и задания по ТРИЗ и создали картотеку (см. приложение).
Однако решения, которые предлагали дети в процессе работы с противоречиями, были на интуитивном уровне. Детям совсем не были знакомы способы решения противоречий. Тогда мы воспользовались примером решения проблемы «изобретение посуды для лисы и журавля», который предложила Т. А. Сидорчук, и проанализировали сразу все 9 способов решения противоречий. У детей тут же «разгорелся» интерес, и мы коллективно придумали к каждому способу символ. Символы были зарисованы детьми на карточках, и тем самым у нас появился набор схем-символов «способов решения противоречий». Дети с большим интересом формулировали противоречие, находили способы решения и четко их называли. Дети, владевшие данным материалом на более высоком уровне, пытались помочь остальным лучше освоить его. Взаимопомощь помогала им сохранить интерес.
Для того, чтобы легко можно было определить, каким именно способом решалась та или иная проблема, было решено составить морфотаблицу. Теперь, решая проблемы, можно было выяснить, какой из способов решения противоречий наиболее чаще использовался.
Знания, полученные на занятиях кружка, закрепляли в повседневной жизни на основе отобранных проблемных ситуаций, привлекали родителей к выполнению с детьми домашних заданий творческого характера. Для родителей был проведен тренинг «Способы решения противоречий», что вызвало у них большую заинтересованность.
Анализируя решения противоречий детей, мы побуждали их выбирать самое лучшее, оптимальное решение. Дети зарисовывали свои решения, составляли схемы, делая это самостоятельно и с помощью взрослых.
Мы обратили внимание детей на то, что пути поиска решения любой проблемы одинаковы и предложили детям самостоятельно выявить последовательность каждого шага.
Результатом стал алгоритм усовершенствования объекта:
1. Найти проблему в объекте.
2. Сформулировать противоречие.
3. Решить противоречие разными способами.
4. Выбрать оптимальное решение.
III этап: творческий
Задачи, решаемые на данном этапе:
1. Создать условия для самостоятельной творческой деятельности детей по универсализации объектов с использованием алгоритма.
2. Воспитывать умение отстаивать свою точку зрения.
Используя новые знания и средства (способы решения противоречий, морфотаблица, алгоритм универсализации объекта, маленькие исследователи начали проявлять больше активности и самостоятельности. Теперь занятия кружка «Друзья Чикко» стали проходить в форме игры «Мы исследователи». Дети делились на команды и решали проблемы «умных вещей», затем представляли свои решения другой команде, высказывая и отстаивая свою точку зрения.
На этом этапе у многих детей появилось желание заниматься решением проблем самостоятельно, вне занятий. Поэтому мы решили создать условия для самостоятельной творческой деятельности детей. В группе было организовано «изобретательское бюро» - место, где ребята могли объединиться для экспериментирования, решения проблем, создания нового продукта. Участники «Изобретательского бюро» фиксировали результаты своей деятельности в виде схем, рисунков, кто-то даже в виде моделей вещей, которые хотел видеть в будущем.
На занятиях кружка «Друзья Чикко» участники «Изобретательского бюро» делились своими наработками с другими детьми, представляли свое изобретение, рассказывали о трудностях, с которыми они столкнулись при решении проблемы, отмечали достоинства своего решения, его положительный стороны.
Итоги мониторинга подтвердили целесообразность проводимой нами работы. Мы убедились, что обучение детей способам решения противоречий оказывает позитивное влияние на развитие познавательных способностей.
Несомненно, положительными моментами нашей деятельности стало то, что
• в процессе исследовательской работы у детей стала проявляться культура мышления,
• появилось умение видеть проблему,
• выдвигать гипотезы,
• задавать вопросы,
• давать определения некоторым понятиям,
• сформировались классификационные умения,
• появилось умение выдвигать идеи и их оценивать,
• появились навыки исследовательского поведения.