Приложение МААМ

Творческий отчёт Познавательное развитие детей в процессе экологического воспитания. (33 фото)

Наталья Репина
Творческий отчёт Познавательное развитие детей в процессе экологического воспитания.
▼ Скачать + Заказать документы

Пусть будет в человеке все прекрасно.

И мысли, и поступки, и душа!

В гармонии с природой и с собою

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души!

Публикация «Творческий отчёт Познавательное развитие детей в процессе экологического воспитания,» размещена в разделах

Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Цель экологического воспитания в ДОУ — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Задачи экологического воспитания :

1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.

2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

В своей работе я использую наблюдения детей за объектами и явлениями в природе.

Это регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года.

Например, растения, которые растут на участках детского сада, могут дать детям богатейший познавательный материал, а педагогу – возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

На территории детского сада есть клумбы с цветущими растениями. Их создавали все сотрудники детского сада, в том числе и я. Клумбы подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. У ребят есть возможность ухаживать за цветами: рыхлить землю, поливать, убирать сорняки, опрыскивать и удобрять.

Творческий отчёт Познавательное развитие детей в процессе экологического воспитания.
Фото №1 Пусть будет в человеке все прекрасно Фото №2 И мысли и поступки и душа В гармонии с природой и с собою На свете чтобы жили малыши

Для экологического воспитания детей широко используются прогулки. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке используются следующие оборудования: песочница,, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).

Фото №3 Воспитание детей Фото №4 Материалы для педагогов Воспитывайте в детях берегите Храните Фото №5 Экология экологическое воспитание природа экологию души Публикация Творческий отчёт Познавательное развитие детей в процессе экологического воспитания размещена в разделах Воспитание детей

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями использую опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, где дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Фото №6 Материалы для педагогов Работа Фото №7 Отчеты о проделанной работе Фото №8 Анализ диагностика Развитие ребенка

Также в образовательной деятельности использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводится беседа, задаются вопросы с целью донести до детей смысл произведения.

В своей работе с детьми я использую такую форму работы как экологический проект. Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В нашей группе я постаралась создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараюсь строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом.

С этой целью создала в группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты. Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, камешки, глина, песок, шишки хвойных деревьев и многое другое).Имеется центр для опытов с песком и водой.

Фото №9 Материалы для педагогов Экология экологическое воспитание природа Темочки Мир вокруг нас стремительно меняется Фото №10 Изменение эти вызваны научно техническим процессом новыми технологиями новыми материалами

Также в группе имеется уголок природы, который служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей.

Фото №11 Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер Фото №12 Сегодня в дошкольном образовании направленном в будущее экологическая составляющая должна стать доминантной

Здесь размещены ящики с почвой, для посадки семян овощей и цветов.

Развитие ребенка Материалы для педагогов развитие человека В этот период закладываются основы взаимодействия с природой при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе накапливает представления о разных формах жизни т

Имеются растения, за которыми дети ухаживают. Поливают, протирают листья, рыхлят.

Фото №13 у него формируются первоосновы экологического мышления сознания закладываются начальные элементы экологической культуры Фото №14 В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план и им уделяют всё больше внимания

Календарь погоды в уголке природы служит источником знаний детей о смене времён года.

Фото №15 Каждый из тех кто принёс и приносит вред природе когда то был ребёнком Фото №16 Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей начиная с раннего возраста

В группе имеется игра-макет " На водоёме"

Фото №17 Задачи экологического воспитания

Дети могут не только рассматривать имеющихся жителей водоёма,но и создавать с ними игровую ситуацию.

Также в группе имеется мини-музей "Дерево".В нём находятся различные изделия из дерева (игрушки, посуда, панно, статуэтки,коллекция листьев деревьев различных пород, кора деревьев. Мини-музей посещают не только дети нашей группы, но и из других групп.

Фото №18 Формирование элементарных экологических знаний доступных пониманию ребенка Фото №19 Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями Фото №20 Воспитание гуманного бережного заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом развитию чувства эмпатии к объектам природы

Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Ежегодно в нашем ДОУ проводится День Земли

В ходе образовательной деятельности также решаю задачи экологического воспитания детей. Провожу НОД на экологическую тематику. Знакомлю детей с миром природы,формирую целостную картину мира. В нашем ДОУ используется парциальная программа С. Н. Николаевой "Юный эколог". Занятия строятся в сочетании основной программы ДОУ и парциальной. Проводилось занятие "Знакомство с куриным семейством"

Фото №21 Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно так как малыш воспринимает природу очень эмоционально как нечто живое Фото №22 Влияние природы на ребё нка огромно она встречает малыша морем звуков и запахов тайнами и загадками заставляет остановиться присмотреться задуматься

В свободное время дети занимаются изодеятельностью, создают рисунки природоведческого характера.

Фото №23 участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными по охране и защите природы Фото №24 Отчеты о проделанной работе Фото №25 Анализ диагностика работе я использую наблюдения детей за объектами и явлениями в природе

В своей работе практикую тесное сотрудничество с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Провожу собрания на экологическую тему, беседы, консультации. Привлекаю родителей к созданию поделок из природного материала. Особенно интересные поделки получаются осенью, когда есть многообразие красок данного времени года.

Фото №26 Это регулярное мероприятие повседневной жизни которое проводится на протяжении учебного года Фото №27 Например растения которые растут на участках детского сада могут дать детям богатейший познавательный материал а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания Фото №28 На территории детского сада есть клумбы с цветущими растениями

Ещё одна из форм работы с родителями, это анкетирование. Оно проводится с целью выявления знаний родителями экологической культуры.

В нашем ДОУ работают творческие педагоги. Все мы неоднократно участвуем в различных конкурсах. В октябре-ноябре 2016г проводился II Международный конкурс для педагогов "Академия педагогических идей",где я заняла 1место за экологический проект "День Земли"

Также заняла 1 место в Международном творческом конкурсе " Золотое дыхание осени"

Считаю, что в ходе проделанной работы есть положительные результаты:

– сформированы первоначальные основы экологической культуры у детей;

– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

– дети учатся практическим действиям по охране природы;

развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Планирую и дальше прививать детям осознанное и бережное отношение к природе. Формировать экологическую культуру дошкольников.

Публикации по теме:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе экологического воспитания Цель. Развивать познавательный интерес у дошкольников к экспериментально-исследовательской деятельности. Воспитание экологического сознания.

Развитие экологического сознания у детей с ЗПР в процессе НОД Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.

Роль экологического воспитания в развитии детей дошкольного возраста «Человек-дитя природы и жизнь он черпает только у матери-земли. Однако человек иногда забывает об этом, иногда позволяет себе относиться.

Художественно-эстетическое развитие посредством экологического воспитания. Рисование «Люблю берёзку русскую» Интеграция областей: Художественно – эстетическое развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Социально – Коммуникативное развитие;.

Методическая разработка «Практическая работа по ознакомлению детей в процессе экологического воспитания» В своей работе по «Ознакомлению с окружающим в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» я ставила следующие.

Развитие речи посредством экологического воспитания на занятиях педагога-психолога Речь - важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребёнка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно.

Проектная технология как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Лето – благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Мы должны как можно полнее использовать.

Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством экологического воспитания Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Социально-личностное развитие дошкольников в процессе трудового воспитания. Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь.

Условия для духовно-нравственного развития ребёнка-дошкольника в процессе экологического воспитания Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции невозможно без гармоничного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий отчёт Познавательное развитие детей в процессе экологического воспитания.
Опубликовано: 26 декабря 2016 в 16:35
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческий отчёт Познавательное развитие детей в процессе экологического воспитания.» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Репина (УИ 977289) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД