Ирина Лебедева
Развитие познавательных способностей детей с ОВЗ при ознакомлении с предметами окружающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе я определила основные направления познавательного развития детей группы «Чебурашка» :
1. Расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения;
2. Создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности;
Публикация «Развитие познавательных способностей детей с ОВЗ при ознакомлении с предметами окружающей среды» размещена в разделах
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
3. Формировать основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
При организации обучения пользовалась основными положениями: принцип развивающего обучения, принцип воспитывающего обучения, принцип доступности, систематичности и последовательности, принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний. Для активации познавательной деятельности применяла различные приемы6 вопросы, сравнения, элементарная поисковая деятельность, прием наглядности и индивидуального подхода.
Основная группа детей, которые находились в группе в течении года – подвижные, общительные, жизнерадостные, хорошо контактировали со взрослыми и сверстниками. Были и малоподвижные: Надя Солонар, Марат Закиров, Кристина Акимова, передвигающиеся с помочью ходунков. В группе воспитывалась девочка Аня с диагнозом болезнь Дауна, которая хорошо была развита физически, самостоятельна в самообслуживании, выполняла поручения, отвечала на вопросы мимикой и жестами. Надо учесть, что в нашу группу поступали дети, которые находились в доме ребенка с первых месяцев жизни, дети с задержкой или грубой задержкой психо – речевого развития, ДЦП, дети – инвалиды. Воспитание детей, по каким – либо обстоятельствам с раннего возраста лишенных родителей,- дело не легкое. Добросовестный уход и забота обслуживающего персонала о малышах в доме ребенка восполняют материнскую любовь и ласку, создают эмоциональный фон общения, без которого не может быть полноценного физического и психического развития. Причиной возможного отставания в развитии может являться недостаточность впечатлений. Малыши значительно дольше не имеют знаний о ближайшем окружении. Большинство детей моей группы получили достаточные знания об окружающем мире, стали физически крепкими развитыми, ловкими, умеющими лепить, рисовать, конструировать, играть в различные виды игр.
У маленьких ребят рано возникает интерес к явлениям общественной жизни, праздникам, желание наблюдать за трудом взрослых и отражать это в играх. В своей практике малышей начинала знакомить с трудом няни: обращала внимание на характерные трудовые действия и результат труда. С детьми наблюдали, как няня моет посуду, пол, как застилает кроватки, развешивает полотенца. Обращала внимание на орудие труда. Детей постарше учила называть няню по имени и отчеству. Так же наблюдали за работой врача: доктор послушал ребенка, проверил его горлышко, попросил произнести а-а-а. Закрепляла знания детей в дидактических играх: «Назови правильно»( орудия труда: пылесос, веник; градусник, шпатель, и трудовые действия (моет, слушает, измеряет температуру); «Кому что нужно» (предметные картинки по профессиям и их действия с нужными предметами).
Знакомя детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, транспортные средства, объясняла детям их назначение: из чашки пьют чай, кефир, кофе, компот, молоко; на самолете летают в другие города; на автобусе ездят на работу, в гости. Для того, чтобы дети не путали сходные между собой объекты (чашка – кружка – стакан, диван – кресло, варежка – перчатка, рассматривали сами предметы и играли в игры : «принеси, что скажу», «угадай, чего не стало».
Круг предметов постоянно расширялся. Во время рассматривания, каких – либо объектов сразу уточняла с детьми цвет, размер (контрастный); некоторые физические качества (гладкий, холодный, и свойства (бьется, рвется, рассыпается).
Учила различать части некоторых предметов (у машины – кабина, колеса, кузов; у платья – карманы, пуговицы).
Обращала внимание на умение детей различать предметы не только в реальности, но и на картинках (предметных, сюжетных, называть их, характеризовать действия. Для малышей – это очень серьезная задача. Узнавание на картинке – одно из проявлений способности к обобщению.
Показывая игры – инсценировки, сюжетные картинки обращала детское внимание на состояние и настроение действующих лиц (плачет, испугался, смеется). Помогала малышам разобраться в том, что хорошо и что плохо.
Чтобы ребенок узнал отдельные признаки объекта, нужно, чтобы ребенок активно пообщался с этим предметом, подействовал с ним.
Успешное усвоение знаний требует постепенности и систематичности. Поэтому многие игры и упражнения, с помощью которых дети учились правильно называть предметы, их части, качества и свойства повторялись неоднократно с последовательным усложнением. Это такие игры, как «отгадай и назови», «чудесная коробка», «оденем куклу на прогулку», «кто пришел и кто ушел?», «устроим зайке комнату», «кто что есть?».
Для игр типа «Узнай и назови» вначале подбирался материал одного вида (носочки, а затем для игр и упражнений подбирались различные предметы : чашка, блюдце, кружка…
По заданию малыши выполняли разнообразные действия с этими предметами : мишку поят молоком, ставят чашку на блюдце, наливают в нее чай из чайника.
В работе я использовала как игрушки, так и натуральные предметы.
Освоение новых понятий и слов происходило успешнее, когда ребенок мог сравнивать предметы по указанным признакам (камешек твердый, не мнется, а пластилин мнется, он мягкий). Поэтому в своей работе я использовала такие предметы : прикладывание, вкладывание. На занятиях упражняла в одновременной ориентировке на цвет и размер или цвет и форму. В жизни ребенок сталкивается с необходимостью ориентироваться на несколько качеств предмета сразу. Предлагала детям такие задания как, Аня, налей молоко в красную чашку. А ты, Дима, налей чай в маленькую зеленую чашку (а рядом стоит зеленая большая чашка). Ребенок должен правильно выполнить задание.
В правильном употреблении названий помогали такие дидактические игры, как: «Соберем куклу Машу на прогулку», «Уложим Машу спать». Они позволяли упражнять детей в правильном употреблении названий предметов одежды, обуви, головных уборов; постельных принадлежностей. Помогают запомнить последовательность одевания и раздевания.
Игра составляет основное содержание жизни ребенка, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности ребенка: он двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы, мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
С малышами организовывались такие сюжетно – ролевые игры, как: «Семья», «Шоферы», «Поезд», «Больница», «Строители», «Самолет», «Магазин игрушек», «Парикмахерская», «Доктор Айболит проверяет здоровье детей», «Зайка болен», «Мишка встречает гостей» и другие.
В этих играх дети знакомились с предметами, необходимыми для работы и действиями, которые нужны в той или иной профессии. Например, знакомя детей с транспортом по картинкам, игрушкам, наблюдением за машинами, приезжающими на территорию дома ребенка (продуктовая машина, машина скорой помощи, легковые машины, рассказывала детям о названии машин, о профессии шофера, рассматривали кабину машины, колеса, кузова, обращала внимание на окраску пожарной машины и скорой помощи….
С детьми рассматривали картины: «Игра с куклой», «Дети играют в кубики», «Таня и голуби»… Беседуя с детьми, задавала им вопросы по содержанию: Кто это? Что делает Таня? Во что она одета? …Инсценировали некоторые действия, чтобы дети лучше восприняли изображения на картинах. Охотно малыши рассматривали тематические наборы картинок: животные, их детеныши, овощи, транспорт, морские жители…
Хочется заметить, что при проведении занятий, игр с детьми учитывались здоровье детей, их индивидуальные особенности развития, приходилось корректировать занятия, подбирать нужные методы и приемы обучения. Подбирая программные задачи, адаптировала их к работе с детьми, живущими в доме ребенка.
Нахождение дома ребенка в зеленой зоне, близость леса, реки дали возможность организовать наблюдения за белками, посещающими регулярно наш участок. Дети очень близко могли рассмотреть ее пушистый хвост, лапки, которыми она держит шишку, научились отгадывать загадки о белках. Частыми гостями были и дятлы с ярким оперением. Детям хорошо было видно, как стучит дятел по стволу, достает насекомых из коры. Дети имели возможность наблюдать за птицами, прилетающими к кормушке: синицы, воробьи, вороны, снегири…Обращала внимание на клюв, крылья, хвосты, окраску, размер птиц.
С помощью картинок, игрушек, просмотров мультфильмов, детских сказок, рассматривания книг и иллюстраций знакомила детей с характерными особенностями животных, учила различать и правильно называть части тела (у собаки хвост, ноги, голова). Знакомила малышей с домашними животными и птицами: петух, курица, кошка, собака, корова, лошадь, свинья, коза. Рассказывала детям, где живут животные (кошка в доме, собака в конуре, чем питаются, какую пользу приносят (курица несет яйца, корова дает молоко, что человек за ними ухаживает, кормит их. Рассматривали картины: «Петушок с семьей», «Курочка с цыплятками». В играх предлагала подражать движениям животных (как ходит мишка косолапый, как скачет зайка, голосам (пению петушка, кудахтанью курочки).
Организовывались занятия по ознакомлению в дикими животными (волк, лиса, медведь, заяц). Дети отвечали на вопросы: кто это, где живет, как назвать одним словом этих животных? Дети без труда показывали и называли ежика, кабана, лося. Помимо этого ребята знали животных жарких стран, узнавали их в книгах на картинках: обезьяна, жираф, лев, слон и др…
Осенью проводила занятия по рассматриванию овощей и фруктов: моркови, помидора, огурца, лука, картофеля, яблока, груши. Дети узнавали и называли овощи и фрукты, с которыми познакомились в повседневной жизни: нектарин, персик, виноград, кабачок.
Вся работа, направленная на ознакомление детей с окружающим миром, будет продолжена в дальнейшем с учетом уже накопленного опыта работы, и с использовании ем новых разработок, методических указаний