Папки-передвижки

Развитие познавательных способностей детей 3–4 лет

Марина Свиржевская
Развитие познавательных способностей детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 города Благовещенска»

(МАДОУ «ДС № 19 г. Благовещенска»)

Учебная программа

дополнительного образования для детей 3-4 по развитию познавательных способностей «Смышленыш»

Авторы составители:

Бражникова О. Б--- воспитатель высшей квалификационной категории.

Свиржевская М. А. – воспитатель первой квалификационной категории.

Содержание:

1. Пояснительная записка:

Публикация «Развитие познавательных способностей детей 3–4 лет» размещена в разделах

1.1 Законодательно-нормативное обеспечение программы

1.2 Направленность программы.

1.3 Актуальность.

1.4 Практическая значимость.

1.5 Цель, задачи.

1.6 Режим занятий.

1.7 Ожидаемые результаты – целевые ориентиры.

1.8 Формы работы, методы.

1.9 Принципы.

1.10 Учебный план.

2. Содержание программы.

2.1 Учебно-тематический план

3. Методическое обеспечение программы

4. Литература.

Пояснительная записка

Эффективное развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстро запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей, в программе учтено, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Все занятия, проводимые в рамках данной программы, будут сопровождаться театрализованными действиями, в которых участвуют воспитанники и вымышленные герои Почемучки.

Известно, что к 3-4 годам довольно высокого уровня достигают восприятие и память ребенка, возрастает устойчивость внимания. Продолжает формироваться наглядно-действенное мышление и появляется образное мышление. Ребенок лучше понимает речь окружающих без наглядного ее сопровождения; может представить по аналогии даже то, что никогда не видел, то есть значительно обогащается понимание окружающей действительности, расширяются знания и представления о предметах и явлениях.

1. 1Законодательно-нормативное обеспечение программы:

Программа разработана на основе:

1. Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации».

2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовленной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы (Приказ № 1155 от17.10.2013 г.).

4. Учебной программы

дополнительного образования для детей 3 лет,4 лет по развитию познавательных способностей с использованием дидактических игр «В стране Сообразилии» в структурном подразделении «Детский сад» «Терем – теремок» ГБОУ ООШ № 21 г. Новокуйбышевска.

1.2. Направленность программы.

В программе представлены игры, направленные на познавательное развитие дошкольников. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление, воображение:

игры, направленные на развитие восприятия, формируют у детей умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина;

игры, направленные на развитие внимания, формируют у детей умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности;

игры, направленные на развитие памяти, дают детям возможность с большим или меньшим успехом подбирать средства, облегчающие процесс запоминания;

В данной программе представлены игры и упражнения по развитию звуковой, лексической, грамматической сторон речи, развитию словесного творчества и связанной монологической речи дошкольника, что будет способствовать :

• выработки четкости произношения каждого слова;

развитию навыков правильной постановки ударений в словах, грамотность речи;

• обогащению словарного запаса;

• формированию предпосылок письменной речи.

Основой для развития мышления ребенка, мыслительных операций, восприятия и других познавательных процессов, является сенсорное развитие.

Игры и упражнения, представленные в данной программе, широко охватывают стороны развития сенсорных способностей, а также учитывают не только формирование представлений о разнообразных свойствах и отношениях, но и овладение новыми действия восприятия (наложение, приложение, сравнение и так далее). Прослеживается усложнение материала (от простого к сложному). Каждое задание имеет наглядное обеспечение. Эталонная система включает в себя основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а также черный и белый); пять форм геометрических (круг, квадра, овал, треугольник, прямоугольник); три величины (большая, средняя, малая).

На занятиях в рамках данной программы проводятся сенсорные, ритмические игры, направленные на развитие тактильной сферы, интермодальных связей, навыков саморегуляции.

Интенсивно развивается воображение, в результате овладения «новыми» видами деятельности: рисование, лепка, аппликация. Формируется понимание обобщенных называний предметов, то есть собирательных существительных: одежда, посуда, обувь, мебель, транспорт и другие.

В данную программу входят также занятия по изодеятельности (лепка, рисование, аппликация). Лепка – это создание объемных или рельефных фигур, картин или даже целых композиций из пластичных материалов – пластилина, теста, глины, снега и других. Этот материал предоставляет большие возможности для развития и обучения детей – развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, ребенок учится координировать движения рук, приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Рисование пробуждает ребенка к творчеству, учит видеть мир в живых краска, несет элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает. Общение с бумагой – аппликация – способствует укреплению пальчиков ребенка и обогащению сенсорных впечатлений.

Играя, дети учатся активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам, радоваться успехам других, подчиняться правилам и социальным нормам, принимать самостоятельные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

1.3. Актуальность.

Программа дополнительного образования «Смышлёныш» разрабатывалась с учётом современных тенденций развития образовательных процессов. Мы поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. Мы понимаем, что в нынешних условиях образование должно не только видоизменяться, но и придавать импульс инновационным процессам. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, мобильной связи, Интернета. Чтобы наши дети были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. Всему этому и учит курс программы «Смышлёныш». Также данная программа создавалась и для качественного обеспечения требований ФГОС ДО.

Появление данной программы связано не только с модернизацией образования, но и с желаниями детей, запросами их родителей.

Программа дополнительного образования «Смышлёныш» обеспечивает повышение качества образования, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.

1.4. Практическая значимость.

Любой воспитатель может использовать данную программу в своей педагогической практике. В программе даны направления познавательного развития детей, цель, задачи развития, ожидаемые результаты, диагностический инструментарий. Обозначены сроки реализации программы, возраст детей, формы и режим занятий. Описано содержание программы, дан учебно-тематический план, список литературы.

1. 5 Цель программы: развитие познавательной сферы и сенсомоторное развития детей дошкольного возраста.

Основные задачи программы:

Развитие логического мышления;

Развитие познавательных процессов, мыслительные операции;

Развитие творческих способностей;

Развитие зрительных ориентировочных реакций, зрительно-моторной координации, ориентировка в форме, величине и цвете (сенсорное развитие);

Развитие мелкой моторики рук;

Развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью.

1.6. Режим занятий.

Программа составлена для детей 3-4 лет. Учебная программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий – 15 минут.

1. 7 Ожидаемый результат:

• Сформированность психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи);

• Накопление и расширение сенсорного опыта;

• Сформированность знаний и представлений об окружающем мире.

1.8 Методы и формы работы, применяемые в программе:

• индивидуальная работа;

• работа в мини-группах;

• ролевые игры;

• групповая дискуссия;

• практические упражнения;

• презентации;

• театрализация;

• решения проблемных ситуаций.

• метод творческих преобразований.

1. 9 При реализации программы используются следующие принципы:

Принцип психологической комфортности включает в себя, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов педагогического процесса, во-вторых, создание в группе позитивного микроклимата, в-третьих, опору на мотивацию успешности.

Принцип ориентации на зону ближайшего развития включает в себя дифференциацию образования в соответствии с индивидуальным темпом усвоения знаний, обеспечения доступного для него уровня трудности материала, построения индивидуального маршрута развития.

Принцип вариативности предполагает различные формы взаимодействия семьи, педагога, ребенка, использование различных средств, методов, приемов, технологий.

Принцип доступности обеспечивает соответствие программного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей, подачу материала в понятной форме.

Принцип дифференциации предполагает учет индивидуальных, психофизических, возрастных особенностей.

Принцип преемственности – построение работы от простого к сложному.

Принцип интегративности, реализуемый в объединении всех видов детской деятельности при решении поставленных задач.

Данная рабочая программа рассчитана на 36 занятий и является комплексной.

1.10Учебный план

дополнительного образования для детей 3-4 лет по развитию познавательных способностей

Содержание работы Количество занятий

в неделю в месяц в год

Занятия по тематическому плану

1

4

36

2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Развивать восприятие. Учить выделять разнообразные свойства предметов. Знакомить детей с обобщёнными способами исследования разных объектов. Развивать умение использовать эталоны как общепризнанные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, подбирать предметы по 1 – 2 качествам. Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей.

Развивать память и внимание. Формировать устойчивость внимания и произвольность запоминания.

Формировать умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Учить выполнять постепенно усложняющиеся правила игры. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность, взаимопомощь.

Развивать любознательность и познавательную активность.

Развивать воображение. Формировать такие его особенности, как оригинальность и произвольность.

Развивать мышление. Формировать умение анализировать, сравнивать предметы по внешним признакам, группировать их, составлять целое из частей.

2.1 Учебно-тематический план

Занятие

Тема занятия

Основная дидактическая задача

I

Диагностика уровня развития познавательной сферы

До реализации программы

1 Диагностика уровня развития познавательной сферы Изучение особенности развития мыслительных процессов ребенка, его знаний и представлений об окружающем мире.

II

«День рождения Почемучек»

1 Игра «Разноцветная радуга» с элементами психогимнастики Ознакомить детей с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре

«Окраска воды» Ознакомление с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

III

«Почемучки и жители страны Огород»

1 Театрализация «В стране под названием Огород» Учить узнавать овощи, выбирая нужную картинку или муляж.

Ритмическая игра «Парад овощей» Развитие интонационной стороны речи, эмоционального контакта.

Аппликация «Посади огород»

Развитие цветового восприятия, подбор предметов по заданному признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов. Наклеивание заготовок моркови, помидор и огурцов на три тарелочки. Учить группировать предметы и располагать их внутри нарисованных кругов. Цветовое восприятие.

2 Театрализация

«Лучшие друзья Овощей» Формировать представление об овощах, как о результатах труда человека. Познакомить с орудиями труда на огороде.

Ритмическая игра

«Мы - помощники» Тренировка переключаемости с одного действия на другое, развитие навыков подражания.

Разрезные картинки

«Собери овощи» Учить зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять предмет из частей, развивать умение пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки.

IV

«Как Почемучки познакомились с фруктами»

1 Театрализация «Почемучка и его новые друзья из страны Фруктовый сад» Учить узнавать фрукты, выбирая нужную картинку или муляж.

««Волшебный мешочек»

Или как Почемучка спасал фрукты» Развитие тактильных ощущений : способности выбирать на ощупь предметы по зрительно воспринимаемому образцу.

2 «Волшебная история о том, как появился на свет апельсин» Формировать представление о фруктах как результате труда человека. Вводить понятия что сначала, что потом (зернышко-деревце-цветение-плод).

Ритмическая игра «Веселые фрукты» Обогащение сенсорного опыта, развитие навыков подражания.

Игра «Собери фрукты» Развитие глазомера при выборе по образцу предметов определенной величины.

V

«Как Почемучки помирили друзей»

1 Веселые загадки Почемучки Развитие навыков соотношения речевой формы описания предметов с графической.

Игра «Что напутал Буратино?» Учить группировать картинки соответственно их принадлежности к овощам и фруктам. Развитие навыков классифицирования.

VI

«Удивительные знакомства Почемучек на ферме»

1

Игра «Угадай, чей это голос?» Развитие умения различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражанию, соотносить название взрослого животного и детеныша

Кукольный театр на палочках «Домашние животные и их детеныши» Узнавание животных и их детенышей. Называть их (котенок, щенок, козленок, поросенок, ягненок и т. д.). Называть части тела, особенности внешнего вида (шерстина, щетина).

Ритмическая игра «Та-та два кота» Формирование схемы тела

«Сложи узор» «Домик для мамы, домик для детеныша». Развитие моторики, цветового восприятия. Умение работать по образцу. Закрепление понятий большой – маленький. Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

2 «Домашние животные и птицы» Называть части тела животных и птиц, особенности их внешнего вида. Какую пользу приносят домашние животные и птицы.

Ритмическая игра «Свинка Ненила» Решить задачу расширения словаря и развитие подражания.

Рисуем пальчиками – «Птичка». Умение выбирать нужный цвет по обозначенным контурам. Эмоциональное и эстетическое развитие.

VII

«Почемучки в Лесном царстве»

1 «Дикие животные и птицы» Формировать понятие «дикие животные и птицы», реалистическое представление о диких животных.

Ритмическая игра «Шагает кабан» Развитие внимания, навыков освоения пространства.

Раскрашивание карандашами «Веселые зверюшки» Развитие мелкой моторики.

2 «Что растет в лесу?» Формировать понятие «деревья, травы. кустарники.

Ритмическая игра «Вышли дети погулять» Обогащение словарного запаса, тренировка координации движений.

Лепка «Мухомор» Развитие моторики, умение придавливать белые горошки на трафарет мухомора.

VIII

«Почемучки в гостях у Вани и Маши»

1 «Кто такой человек!» Рассматривание изображения человека, нахождение частей тела, развитие мышления.

Физкультминутка «Дружно за руки взялись» Снятие мышечных зажимов, тренировка координации движений.

Разрезные картинки «Девочка» и «Мальчик» Целостное восприятие изображения.

2 «Семья. Люди» Расширять и активизировать словарь по теме «Семья». Формировать обобщающее слово «Люди». Половозрастная идентификация.

Игра «У Авдотьи у старушки» Развитие умения следовать правилам, развитие зрительного и слухового внимания, формирование схемы тела, развитие пространственных представлений.

Аппликация «Моя семья» из приготовленных заранее заготовок. Развитие мелкой моторики.

3 «Что сначала, что потом?» Знакомство с распорядком дня, развитие навыка определять последовательность действий

Рисование пальчиками «Чашечки для девочек и мальчиков» Развитие моторики закрепление цветов, выполнение словесных инструкций.

4 «Игрушки» Развития мышления. Введение в речевую практику детей слово «игрушки», раскрыв его смысл как существительное с собирательным значением. Умение находить игрушку по ее изображению на картинки.

Физкультминутка

«Почемучка потянулся» Снятие мышечных зажимов, снижение тревожности.

«Чего не стало?» (на материале темы «Овощи и фрукты) Развитие у детей внимания и памяти.

5 Кукольный театр на палочках «А у нас сегодня гости» Формировать понятие «посуда и мебель». Развивать диалогическую речь ребенка в процессе игровой деятельности.

Психогимнастика «Тортик» Развитие сенсорной культуры ребенка. Толерантности по отношению к сверстникам

Аппликация «Обустроим комнату» Развитие речи и мышления, знакомя детей с понятием мебель. Вводить понятия «кухонная мебель», «мебель для спальни».

6 «Одежда» Формирование функций обобщения. Введение понятия одежда. Находить предметы одежды на картинках и называть их.

«Попробуй, расстегни» Закрепление понятия «одежда». Развитие мелкой моторики, навыков самостоятельности.

Рисование карандашами «Разноцветные пуговицы» Умение рисовать круглую форму, развитие моторики, восприятие цвета.

7 «Обувь» Ввести в активную речь детей слова, обозначающие обувь. Развитие навыков классифицирования «одежда – обувь».

Ритмическая игра «У Маруси две ноги» Развитие координации, внимания и интонационной стороны речи, чувства ритма.

Аппликация «Шапочка и ботиночки» Эмоциональное развитие, умение подбирать к заданному цвету цветные заготовки, умение работать по инструкции.

8 Что куда положить? Группирование предметов по общему признаку (овощи, посуда, мебель, одежда и т. д.) Подводить ребенка к умению исключать не подходящий к группе предмет. Группирование предметов по их назначению.

«Третий лишний» Развитие навыков классификации предметов по обобщающим понятиям.

IX

«Почемучки и времена года»

1 «Волшебные преображения природы» Развивать умение рассматривать картинки с развернутым сюжетом. Ввести в активный словарь слова «зима», «весна», «лето», «очень» и сочетание слов «время года».

Психогимнастика «Мы словно деревья в чаще лесной» Развитие внимания, слухового восприятия, навыков подражания, снижение уровня тревожности

X

«О том, как Почемучка научился считать»

1 Игра-инсценировка

«Как почемучка научился считать» Развитие лексического запаса, навыков ролевой игры, математических способностей.

XI

«Как Почемучки попали в беду»

1 Театрализация «Знакомство с добрым доктором» Знакомство с профессией врача. Ввести в активную речь слова: «укол», «бинт», «вата», «йод», «зеленка». Воспитание бережного отношения к животным.

Ритмическая игра «Правая и левая» Развитие навыков подражания, освоение схемы тела

Лепка «Витаминки в баночке» Развитие мелкой моторики, цветового восприятия.

2 «Кто что делает?» (Профессии) Умение называть действия людей разных профессий (врач - лечит, повар - готовит еду и т. д.)

Игра по правилам «Примеряй шляпу» Развитие умения играть по правилам, ждать своей очереди, расширение представлений об окружающем мире.

Лото «Кем быть?» Закрепление знаний и представлений о различных профессиях. Развитие речи.

XII

«Знакомство с главными помощниками людей»

1 «Транспорт» Формировать понятие воздушный «транспорт». Ввести сравнения и обобщения в понимаемой речи на основе предъявления картинок.

Физкультминутка «Расправил крылья самолет» Развитие координации, внимания и интонационной стороны речи, чувства ритма.

Рисуем пальчиками – «Вертолет» Развитие мелкой моторики, навыков рисования. Восприятие цветового образца.

2 «Транспорт» Формировать понятие водный «транспорт». Ввести сравнения и обобщения в понимаемой речи на основе предъявления картинок.

Ритмическая сенсорная игра «Дует ветер» Способствовать развитию Эмоционального контакта, тактильной сферы, слухового внимания, восприятия.

Аппликация «Кораблик» из геометрических фигур Научить расчленять изображение предмета на составные части воссоздавать сложную форму из частей.

3 «Транспорт» Формировать понятие наземный «транспорт». Ввести сравнения и обобщения в понимаемой речи на основе предъявления картинок.

Ритмическая игра «Чух - чух» Способствовать развитию артикуляционного аппарата, произношения твердых и мягких звуков средствами звукоподражания.

Рисуем пальчиками – «Машина» Развитие мелкой моторики, цветового восприятия.

XIII

Диагностика уровня развития познавательной сферы

после реализации программы

1 Диагностика уровня развития познавательной сферы Изучение особенности развития мыслительных процессов ребенка, его знаний и представлений об окружающем мире.

Итого: 36 занятий

3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

В рамках реализации программы по развитию познавательных способностей используются :

- мини-тренажеры для развития мелкой моторики (пальчиковые игротренинги с использованием граненых карандашей, игольчатых резиновых мячей, прищепок, неструктурированного материала);

- шнуровки для развития тактильной чувствительности;

- сборники загадок, стихов, фольклорные сборники (пословицы, поговорки);

- предметные картинки по темам: овощи, фрукты, игрушки, дом, мебель, человек, одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, цветы, деревья, насекомые, профессии, посуда, транспорт, водный мир, части суток и время;

- пособия для развития слухового внимания, для развития зрительного внимания, для развития речевого внимания,

- для развития логического мышления; картотека развивающих игр.

- настольно-печатные игры.

Каждая группа оснащена большой библиотекой методических пособий и книг для занятий с детьми, учебно-дидактическим материалом, современными пособиями. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей.

4. ЛИТЕРАТУРА

1. О. В. Закревская. Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. Москва, 2008г.

2. Б. П. Никитин, Ступеньки творчества или развивающие игры. - 3-е изд. ,доп. – М. : Просвещение, 1990.-160 с. : ил. - ISBN 5-09-003932-1

3. Е. А. Бойко, Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников / [сост. Е. А. Бойко]. – М. : РИПОЛ классик, 2011.-256 с. : ил. - ISBN 978-5-386-026806

4. Под ред. Л. А. Венгера, Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателей дет. сада. - 2 изд., перераб. - М. : «Просвещение», 1978. – 96 с. : ил.

5. Л. Н. Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышления. М., Мозаика-Синтез, 2008г.

6. Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова. Раннее детство: познавательное развитие. М., мозаика-Синтез, 2008 г.

7. Л. Н. Павлова. Развивающие игры-занятия с детьми. М., Мозаика-Синтез, 2008 г.

8. Е. Н. Панова. дидактические игры-занятия в ДОУ. Воронеж, 2007г.

9. учебный центр имени Л. А. Венгера. игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет. М., Гном и Д, 2002г.

10. Е. А. Янушко. Лепка с детьми. М., Мозаика-Синтез, 2009г.

11. Е. А. Янушко. Аппликация с детьми. М., Мозаика-Синтез, 2009г.

12. Е. А. Янушко. рисование с детьми. М., Мозаика-Синтез, 2007г.

Публикации по теме:

Доклад из опыта работы «Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста через ознакомление с природой»Доклад из опыта работы «Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста через ознакомление с природой» Познавательная деятельность детей при ознакомлении с природой является важной частью системы дошкольного образования. Общение с природой.

Игры для развития познавательных способностей «Найдите такой же». Педагог предлагает детям взять по одному предмету из тех, которые лежат у него на столе (листья, палочки, камушки, ракушки,.

Изобразительная деятельность, средство обеспечивающие обучения в школе и развитие познавательных способностей Изобразительная деятельность, как средство обеспечивающие успешность обучения в школе и развитие познавательных способностей Подготовила.

Консультация «Развитие познавательных способностей в разных видах деятельности» 1 слайд Программа нацелена на развитие способностей дошкольников в процессе детских видов деятельности. В программе выдерживается двойная.

Мастер-класс для педагогов «Развитие речевых и познавательных способностей посредством создания мультфильмов» Цель: Освоение и последующее активное применение технологии создания мультфильма в практической деятельности педагогов ДОУ. Задачи: 1.

Педагогическая концепция. «Развитие познавательных способностей детей» Педагогическая концепция. «Развитие познавательных способностей детей, младшего дошкольного возраста, посредством экспериментальной деятельности».

Проект «Развитие познавательных и творческих способностей детей посредством ознакомления с окружающим»Проект «Развитие познавательных и творческих способностей детей посредством ознакомления с окружающим» Тема проекта: «Что растет у нас на клумбах». Введение. Что такое лето? Конечно, же, солнце, вода и цветы. Необыкновенно радуют глаз многочисленные.

Развитие поисково-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Комментарии к презентации «Развитие поисково-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством экологического.

Развитие познавательных способностей старших дошкольников посредством экологической игры Рабочая программа Белово 2014 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32 «Родничок» комбинированного.

Развитие познавательных способностей у детей раннего дошкольного возраста Развитие познавательных способностей у детей раннего дошкольного возраста Ранний возраст – это период жизни человека с года до трех лет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных способностей детей 3–4 лет
Опубликовано: 9 сентября 2016 в 05:05
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательных способностей детей 3–4 лет» (включая файлы) размещена пользователем Марина Свиржевская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД