Ольга Попова
Сообщение из опыта работы «Воспитание ЗОЖ через организацию образовательной деятельности по валеологии и ОБЖ»
▼ Скачать + Заказать документы
На первом этапе работы по валеологическому воспитанию моя задача помочь детям осознать себя как человека. Ребёнок должен понять, чем люди отличаются от животных и чем он отличается от других людей.
В начале дети усвоили названия частей тела животных и их предназначение через загадки о животных, рассматривание картинок, чтение сказок. С детьми в свободное время играли в настольно- печатные игры «Собери картинку», «Чей хвост?», «Чей нос?» и т. д.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Воспитание ЗОЖ через организацию образовательной деятельности по валеологии и ОБЖ“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Опыт работы, практика
- Осанка. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
При знакомстве малышей с частями тела человека старалась подвести детей к пониманию того, что люди должны заботиться о своём теле. Каждое занятие практически закреплялось в повседневной жизни детей, режимных моментах, например, при одевании на улицу говорила: «Лучше завязывайте шапочки, чтобы вашим ушкам было тепло». Аналогично руки, ноги и т. д. Хорошо помогают в работе пословицы и поговорки, дети сами повторяют их: «Береги нос в большой мороз», «Не годится на еду сердиться». Всю образовательную деятельность, беседы старалась проводить в игровой форме, дети много рисовали, лепили животных, человека. Особенно хорошо закреплялись полученные знания на бодрящей гимнастике после сна, которую проводила ежедневно. Ребята делали массаж и самомассаж, где закрепляли названия частей тела. Например: руки (правая, левая, плечо, кисти рук, пальцы, брови, нос, подбородок, лоб и т. д. Детям очень нравятся пальчиковые игры. Используя различные пальчиковые игры в работе, они легко запоминали названия пальцев. Многие дети неправильно и неохотно делают упражнения для дыхания. Для того чтобы они с удовольствием выполняли их, я изготовила различные дыхательные пособия: для развития силового дыхания - «Божья коровка», «Ветерок», «Снежок», «Подснежники»; для развития речевого дыхания - «Бабочка на верёвочке», «Разноцветные звёздочки», «Бантики».
-12-
Знания о своем теле дали хорошие результаты и в воспитании доброжелательности у детей: дети стали более осторожными в конфликтных ситуациях, меньше толпились, если случилось такое – делали замечание: «А если бы стукнулся головой или ушиб ногу», «Нельзя стукать по голове – головку нужно беречь» и т. п.
С младшего возраста знакомила ребят с правилами дорожного движения. В игровой ситуации приходит к детям Буратино, и они отправляются путешествовать на автобусе по городу. Буратино рассказывает о правилах дорожного движения, объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города, на какой сигнал светофора можно переходить улицу.
Старших дошкольников знакомила с правилами дорожного движения, рассказывала, к чему может привести нарушение ПДД, изучали дорожные знаки, виды транспорта. Занятия старалась строить разнообразно, использовала наглядный материал, рассматривали картинки, книжки, читали стихи «Дядя Степа», сказки «Воробьишка Тишка» и т. д.
В своей работе использую книгу Т. А. Шорыгиной «Основы безопасности» и Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Безопасность». А также приобрела рабочие тетради «Безопасность» этих же авторов.
По направлению «Здоровый человек» были проведены различные формы работы с детьми : зарядка, занятия физкультурой, беседы, игры, где старалась объяснить, что здоровье – главная ценность человеческой жизни.
Сначала знакомила детей с тем как устроено тело человека, его организм. В доступной форме, привлекая иллюстрированный материал, рассказывала об основных системах и органах человека (опорно-двигательной, мышечной, пищеварительной, кровообращении, дыхании). Изучать организм мы начали с
-13-
главного органа человека – сердца. На занятии стояла задача объяснить, для чего человеку необходимо сердце, что случится, если его не будет. Старших дошкольников знакомлю с системой кровообращения. Детям предлагаю послушать, как бьется сердце, объясняю, что оно сжимается и разжимается, работает, как насос.
После физических упражнений детям предлагаю проверить на себе, как работает сердце после нагрузки, а также в состоянии покоя, после сна.
Беседуя с детьми, обращаю внимание на то, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Например, когда чихаешь или кашляешь, надо прикрывать нос или рот платком. Рассказывая о болезнях, учу детей считаться с недомоганием другого человека, инвалидностью.
Такие беседы помогают воспитанию гуманного отношения к людям, сочувствия, желания помочь. И в тоже время такие беседы помогают ребенку задуматься о необходимости беречь себя, о мерах безопасности дома и на улице.
На прогулках я организую шутливые игры : попрыгай, побегай не сгибая колен; стань маленьким, низкого роста.
Для того, чтобы сформировать у детей навыки личной гигиены (научить мыть руки, чистить зубы, причёсываться, ухаживать за своим телом, использую разнообразные методы и приёмы, как сказкотерапия «Путешествие капельки», мнемотаблица «Дружим с водой» (показываю мнемотаблицу и обсуждаем её вместе с детьми, а затем, дети получают листы с незаполненной мнемотаблицей и воспроизводят её по памяти.) А в конце составляем алгоритм «Как правильно мыть руки».
Также в совместной деятельности провожу различные исследования, например, с помощью лупы показываю детям, какое множество самых различных бактерий «живёт» на руках, прячется под ногтями. В продуктивной
-14-
деятельности дети сами представляют себе микробов и изображают их в своих рисунках.
Дети должны знать, что такое здоровье и что такое болезнь. В ходе беседы даю детям элементарные сведения об инфекционных болезнях, рассказываю об их возбудителях: микробах, вирусах. При этом использую сказки, привлекаю собственный опыт ребёнка. Объясняю, почему необходимо своевременно обращаться к врачу (использую примеры из жизни, из художественных произведений «Доктор Айболит»). Особенно малышей важно научить, не бояться посещений врача. Я детям предлагаю побыть попеременно в роли врача и пациента.
Здоровье ребёнка напрямую зависит от правильного питания. С малышами мы играем в игры «Съедобное - не съедобное», - где закрепляем, что можно кушать, а что нельзя. А уже детей старшего дошкольного возраста я знакомлю с функцией и строением пищеварительной системы, рассказываю о пользе витаминов, их значении для жизни, какие продукты наиболее полезны, а какие вредны. (Дидактические игры «Вкусное и полезное», «Пирамида здоровья», «Сладкое, горькое, кислое, солёное»).
В свободное время разучиваем пословицы и поговорки о здоровье: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Кто аккуратен, тот и людям приятен», «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что есть», «От простой воды и мыла у микробов тает сила».
Очень важно научить ребё нка оказывать себе первую помощь:
- закружилась голова на солнце - скорее присесть или прилечь в тени и позвать взрослых;
- сильно замёрзло лицо на морозе - растереть его легонько рукавичкой, шарфом, но не снегом;
- замёрзли ноги - побегать, попрыгать, пошевелить пальцами;
-15-
- промочил ноги - переодеться в сухое, не ходить в мокрых носках, обуви.
Детей подготовительной к школе группе медсестра на практических примерах знакомит с правилами поведения при травмах (при порезе, ожоге, ушибе, укусах змеи, ужаление осой или пчелой).
Чтобы помочь своему организму справиться с болезнями я в костюме Сказочницы рассказываю детям о мире звуков: природы, человеческой речи, пения, музыки. Как они влияют на наше здоровье и поднимают настроение. Детям очень нравится игра «Звучащее облако» (дети закрывают глаза, произнеся звуки, начинают двигаться по комнате, стараясь по звуку определить местонахождение окружающих и не задеть их).
В подготовительной к школе группе дети уже могут проводить самоанализ здоровья. Например:
1. Что надо делать, чтобы укрепить своё сердце? (Закаляться, больше заниматься спортом, не курить, больше есть овощей и фруктов)
2. Как ты заботишься о здоровье своих родных? (Стараюсь не огорчать их, помогать по дому)
В свободное от занятий время рассматриваем с детьми различные ситуации, например:
- если я дома один;
- если я не хочу болеть;
- если взрослые предлагают мне сигарету;
- если взрослые предлагают мне спиртное.
Приобщая детей к здоровому образу жизни, объясняю, что вокруг нас очень много лекарственных растений, которые помогают нам быть здоровыми. Рассказываю и показываю, какие лекарственные растения растут в Коми республике. Играем в игру «Что где растёт?». Ведущий называет растения, а ребёнок место, где ещё оно встречается. Поясняю
-16-
детям, что лекарственные растения растут не только в лесу, на лугу, но есть и комнатные лекарственные растения: алоэ, каланхоэ. Предлагаю детям устроить фитобар, где можно попробовать различные фиточаи.
Проводила беседы об опасности контактов с незнакомыми людьми.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста использовала примеры из знакомых им сказок (например, «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Колобок», «Маша и медведь» и т. д.). С более старшими детьми использовала игровой тренинг (уговоры, обещания, ласковый голос, а также организовывала беседу с приведением примеров из их собственного жизненного опыта.
По направлению «Ребёнок в безопасном мире». Работу начала с экскурсии по группе (показывала источники опасности в группе). Также рассказала об источниках опасности в квартире через моделирование ситуаций. Про - водила игру «Найди опасные предметы». В уголке здоровья разместили схемы - подсказки, направленные на усвоение «нельзя». На занятии по аппликации обращала внимание, при неправильном обращении с ножницами, учила правильно их подавать. Летом прогулку мы начинали с уборки территории. И в последствии дети сами без напоминания приносили мне стёклышки, гвозди, камни и другие острые предметы. За что, я всегда их за это старалась похвалить.
На примере литературных героев сказки «Кошкин дом» С. Я. Маршака познакомила детей с опасностью, происходящей от огня. Разыгрывали ситуации:
1. Что ты будешь делать, если почувствовал запах дыма в квартире.
2. Сестра обожгла палец.
3. Вызов пожарной службы.
Старших дошкольников знакомлю с правилами поведения во время
-17-
пожара, рассказываю и показываю несколько действий тушения огня. Учимся на игрушечном телефоне набирать номера экстренных служб и звать на помощь. Знакомлю с профессией пожарного, а так же ходим на экскурсию в пожарную часть.
Для детей 6-7 лет составила проект «Осторожно огонь». Показала для педагогов открытое занятие «Искру туши до пожара, беду отводи до удара», где дети расширили свои знания о причинах возникновения пожара, о мерах предосторожности при пользовании электрическими приборами, об электрическом токе. Научились, как нужно действовать в нестандартных ситуациях (если нашли оборванный электрический провод). Дети с удовольствием решали кроссворд, придумывали и рисовали свои знаки, запрещающие шалости с огнём, и придумывали где их можно развесить.