МААМ-картинки

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

светлана важдаева
Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования, защита животных и природы.

Публикация «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой» размещена в разделах

На нашей планете в последнее время отмечаются серьёзные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого видятся, в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антропоцентрическую позицию. Именно поэтому, задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребёнка представляются первоочередными.

Уверена: в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребёнка ответственного отношения к миру природы.

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу не более высокой ступени.

В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют развитию увлечения и успеху деятельности.

В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе и её охране, могут выступать проявления интеллектуальной активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями, а также волевые проявления (стремление участвовать в деятельности по оказанию помощи природе).

Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.

Одним из направлений экологического воспитания является формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе, к себе и другим людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Следовательно, совершенствовать воспитание личности ребёнка необходимо через обогащение его опыта полными, верными и яркими образами природы.

Любое воспитание, как мне представляется, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. "Годы детства – прежде всего воспитание сердца", - писал В. Сухомлинский. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

Мы должны помнить, что сами дети часто не замечают Красоту вообще и в природе в частности. В этом мы, взрослые, должны им помочь. Но делать это надо не формально, не сухо, а через сердце, через восхищение, удивление, радость и любовь.

Цель моей работы: дать детям более расширенные знания о природе, учить видеть Красоту и замечать прекрасное в окружающем мире, привить любовь к Природе, учить заботиться о ней.

Мне хотелось бы, чтобы ребёнок с интересом и любовью относился к каждой травинке, букашке, и не делил их на хороших и плохих, вредных и полезных.

В дошкольном возрасте ребёнок всё воспринимает сердцем, он учится сочувствовать, переживать, заботиться о животных и цветах в уголке природы, наблюдать.

Необходимо научить ребёнка осознанно-правильному отношению к природе, радоваться всему, что вызывает добрые чувства, возмущаться, негодовать, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе.

А это длительный процесс. Поэтому закладывать основы экологического образования следует как можно раньше.

Всё это поможет вырастить отзывчивых, добрых, милосердных детей, и научить экологически грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому.

Задачи, над которыми я работаю, заключаются в следующем:

Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений:

знакомить с развитием жизни на Земле (рассказать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д.);

предоставлять возможность осваивать учебный материал в доступной форме;

воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе;

формировать понятие о себе как о жителе планета Земля, от которого зависит жизнь всего живого.

Знакомить с особенностями строения человека.

в доступной форме (привлекая иллюстрационный материал) рассказать об основных системах человека;

формировать элементарное представление о работе собственного организма;

приобщать к ценностям здорового образа жизни.

Обеспечивать условия для развития экологического сознания и познавательных способностей :

познакомить с представителями живой и неживой природы;

рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;

способствовать формированию осознанно-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;

познакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;

способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;

развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным уголка природы в дошкольном учреждении, к лесным богатствам;

познакомит с Красной книгой;

создать условия для самостоятельной экспериментальной деятельности.

Свою работу я разделила на три этапа. I этап – Чудеса своего тела. На данном этапе дети знакомятся со строением своего тела, работой внутренних органов, формируются элементарные представления о работе собственного организма.

Цель этапа: Познакомить детей с особенностями строения человека. Научить управлять своим телом, чувствами, эмоциями.

Задачи данного этапа:

в доступной форме рассказать об основных системах человека;

формировать элементарные представления о работе собственного организма;

способствовать формированию осознанно-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;

приобщать к ценностям здорового образа жизни, показать его преимущества и перспективы; сформировать устойчивую позицию к окружающим нас людям и к вредным привычкам и поступкам;

прививать навыки гигиенической культуры и правильного поведения в случае заболевания.

Экологическая проблема очень актуальна сегодня и здоровье нашей планеты должно начинаться со здоровья людей, населяющих её. Осознанно правильным должно быть отношение к себе, как неотъемлемой части природы.

Итак, этот курс занятий для дошкольников очень важен и актуален. Он расскажет о том, как устроен человеческий организм, как живут и работают органы и системы в этом организме, какими болезнями можно заболеть и как их предупредить, как вести себя в различных ситуациях и при различных обстоятельствах, чтобы не навредить своему организму и справиться с капризами и упрямством, и многому – многому другому…

Эти занятия открывают нам глаза на самих себя, они изменяют отношение к себе, к своему здоровью, воспитывают культуру чувств.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. Важно у каждого маленького человека пробудить стремление к здоровому образу жизни, в "экологически здоровом" окружении.

Познание себя – это центральная задача проблемы здоровья, а также основная потребность растущего человека.

Мир вокруг человека очень сложен. А разве внутри человеческого тела всё устроено просто? Кости и мышцы, волосы и ногти, работа мозга и оптические иллюзии… Это целый мир, и во всём этом разобраться маленькому человеку очень трудно, но всё же необходимо. Потому, что, если ребёнок познает себя лучше, он легче будет понимать и других, и окружающий его мир.

Работая с детьми над этим вопросом, я пришла к выводу, что крайне необходимо давать детям знания о человеке, как части единой экосистемы на Земле и о единстве систем в человеческом организме. Что из себя представляет человек, из чего он состоит, почему ему снятся сны, чем он плачет, видит, слышит, нюхает. А, главное, какие беды могут подстерегать это хрупкое и вместе с тем очень важное на Земле существо, и как ему уберечься от этих бед.

Детское любопытство безгранично. Дети хотят знать о себе и о мире в котором живут. Нередко под внешней неуклюжестью, наивностью, а иногда и кажущейся глупости детского вопроса таится нечто весьма важное, серьёзное. Бывает, малыш сам того не понимая, подмечает такое, что взрослые не видят, что попросту ускользает от их внимания по причине привычности и обыденности.

Когда ребёнок задаёт вопрос, он не просто черпает информацию о происходящих вокруг событиях. День за днём ребёнок складывает вместе "куски" знаний о мире, как мозаичную картинку, и своими вопросами порой удивляет и пугает взрослых. А мы, взрослые, судорожно пытаемся отыскать ответы, которые были бы понятны и правдивы, рациональны и логичны.

Необходимо научить малышей "защищать себя самому", дать понятие о том, что он – человек, живущий на планете Земля, где есть стихии и времена года, сменяющие друг друга, окружающий живой мир, всё это может не только положительно, но и отрицательно влиять на него, а значит, он должен уметь защититься от холодных ветров, кислотных дождей, жаркого солнца, зверей, ядовитых насекомых, растений.

Тематика занятий в основном анатомического характера, но и она показывает тесную взаимосвязь человека с природными явлениями. Так на занятии "Пожалей свою бедную кожу" проводились наблюдения за состоянием кожного покрова: в жару (держали над паром) – покрывается капельками пота, а в холоде – покрывается пупырышками и волоски встают "дыбом". Проводилась беседа о том, как защитить кожу от зимних морозов, ветров и т. д.

На своих занятиях я широко использовала и такой метод, как показ иллюстраций и картин, где рассматривали с детьми внутреннее анатомическое строение человека. Так же проводила беседы на различные темы. Например, о том, какие меры предосторожности нужны на кухне, дороге, в саду, как вести себя во время болезни, кто такой микроб и т. д.

Я использовала в своей работе не только распространённые методы и приёмы такие как, беседы, рассказывание, чтение, но и такие как; игровые приёмы, рисование, поход сказочных героев, которые оживали на занятиях. Это способствовало скорейшему восприятию материала и лучшему запоминанию. Такие игры как "Хорошо - плохо", "Спасатели", "Окажи первую помощь больному", "Если б я был волшебником", "Полезно - вредно", "А если бы, то я бы…", очень способствовали развитию мышления, воображения, умению разбираться в трудных ситуациях. Дети, рисуя правила осторожного обращения с огнём, лекарствами, лучше их запоминают, у них возникает желание рассказать с помощью рисунков об этом другим, а также это способствует выработке твёрдой позиции – отношение к тому, о чём говорил воспитатель. Рисование – самый доступный для дошкольников способ выражения отношения реьёнка к окружающей действительности, поэтому оно очень способствует выполнению задач, решению целей, поставленных на занятиях.

Комплексное использование разнообразных методов и приёмов обучения обеспечивает более высокое качество восприятия материала, его запоминания и применение в жизни, другими словами обеспечивает более высокое качество знаний, умений и навыков.

II этап – Удивительный мир природы. Этот этап очень интересен и познавателен своим содержанием. Дети не только знакомятся с новыми животными, насекомыми, рыбами, но и узнают много интересного об их жизни, повадках, местах обитания. Знакомятся с представителями Красной книги, им прививается любовь к животным.

Цель этапа: Обеспечить условия для развития экологического сознания. Формирование элементарных экологических знаний, мышления и поведения.

Задачи данного этапа:

знакомить с представителями живой и неживой природы;

показать взаимосвязь всех объектов природы;

способствовать формированию осознанно-правильного отношения к планете Земля и к человеку как части природы;

знакомить с развитием жизни на Земле;

учить выполнять законы природы, показать, что это необходимо, как для здоровья человека, так и для здоровья природы;

воспитывать чувства своего единства с окружающим миром, Вселенной.

На первых занятиях необходимо познакомить детей с таким понятием, как окружающая среда.

Ознакомление детей с растительным миром происходило в ходе наблюдений, в процессе бесед об увиденном, услышанным во время чтения художественных произведений. Работа проводилась не только на занятиях, но и на прогулках, экскурсиях, во время трудовых действий в уголке природы. Обращалось внимание детей на ежедневные изменения погоды, растений на участке, на поведение птиц, насекомых.

С неживой природой дети знакомятся преимущественно в процессе элементарных опытов, практической деятельности на прогулках.

Воспитание бережного отношения к объектам неживой природы, природным материалом и сделанными из них предметам на занятиях.

Во время занятий я старалась дать детям возможность высказать свои впечатления от проведённых опытов.

Как и в предыдущем этапе, я использовала разнообразные методы и приёмы на занятиях с детьми. Проводились беседы, рассказывание, показ иллюстраций и мультфильмов о животных и природе, делали зарисовки на различные темы. Познакомились с физической картой, условиями для обитания животных, произрастания растительности и т. д. Я старалась выработать у детей интерес и потребность показать природу и её явления. Много материала использовалось из энциклопедий о природе, животных, их местах обитания, поведения. Рассматривали различные экосистемы мира.

Использование иллюстраций различных экосистем природы в своей работе позволило улучшить качество усвоения материала. Дети с интересом рассматривали иллюстрации, отмечали различия между обитателями экосистем.

Использовала также и схемы экосистем, в которых дети самостоятельно "населяли" жителями водоёмы, живой изгороди, и т. д.

Все занятия можно разделить на несколько подгрупп: посвящённые неживой природе, о животных, о живой природе, о том, что помогает нам в жизни и т. д.

В своей работе я использовала большое количество игр. Это и дидактические игры, различные викторины, творческие, разгадывание кроссвордов и т. д.

III этап – Я хочу творить чудеса! Здесь название говорит само за себя. Дети очень любят экспериментировать, узнавать что-то новое. Мне бы хотелось, чтобы дети научились ухаживать за животными в уголке природы, домашними животными, за растениями на улице, вызываю у детей желание трудиться. Показываю детям, что чудо совершить легко. Достаточно только захотеть, сделать доброе дело; помочь маме в огороде, ухаживать за животными, наблюдать за природой и оно, чудо, не заставит себя ждать. Ведь как приятно наблюдать за ростком цветка, который сам посадил.

Например, мы с детьми посадили семена редиса, ухаживали за ними, поливали. Дети наблюдали, как он растёт, радовались появлению каждого нового листочка. А когда он вырос, мы все вместе сделали из него салат и дети с удовольствием его съели. Вот такое маленькое чудо.

Цель: Побудить у детей желание трудиться, ухаживать, заботиться о растениях, животных. Вызвать интерес к природе и природным явлениям, посредством наблюдений и проведение опытов. Развивать познавательный интерес.

Задачи данного проекта:

формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, домашними животными;

учить ухаживать за объектом Уголка природы;

учить заботиться о чистоте двора, участка детского сада, группы, города;

развивать интерес к экспериментированию;

учить наблюдать за изменениями (сезонными, природными, погодными) и явлениями природы.

На данном этапе дети в основном занимались практической деятельностью. Ухаживали за обитателями Уголка природы, цветами, выращивали рассаду овощных культур, проводили различные эксперименты, и т. д. Так, например, мы с детьми делали ёжика из опилок, а иголками ему служили проросшие семена газонной травы. Дети с удовольствием наблюдали как растут у ёжика "иголки". Выращивали на окне лук, редис, помидоры. Ребятишки не только наблюдали за аквариумными рыбками, но и принимали активное участие в замене воды, мытье аквариума. Наблюдая за явлениями природы дети пытались сами объяснить их происхождение, чем развивали не только воображение, но и логику, мышление.

Я уверена, что ознакомление с природой помогает развитию познавательных способностей у детей. Дети дошкольного возраста с интересом воспринимают новую информацию.

Общение ребёнка с объектом природы придаёт яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формируя сострадание к живому существу, вызывает желание заботиться о нём, приносит радость и восхищение от взаимодействия с природой, т. е. положительную мотивацию на отношение к природе.

У детей должна сформироваться положительная позиция мировидения:

Я исхожу из того, что развивающей средой является такая среда, в которой ребёнок может свободно и самостоятельно действовать, задавать вопросы, и сам искать и находить на них ответы. Действуя самостоятельно, производя пробы-опыты поискового и подражательного характера, каждый ребёнок приобретает личный опыт, в основе которого лежит его активная субъективная позиция.

Постоянные наблюдения и уход за растениями и животными воспитывают у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними.

Каждый малыш, словно маленький росточек, тянется к познаниям и воспитатель, протянув руку помощи, должен помочь ему совершить эти открытия. Очень важно, чтобы ребёнок сам делал эти открытия, а воспитатель был только направляющим, и радовался вместе с ним.

Детство – яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в дошкольном детстве происходят первоначальное становление личности, формирование индивидуальности ребёнка. Свою работу я строю в первую очередь на индивидуализации личности, потому что ребёнок, в первую очередь – личность. Я стараюсь приобщать детей к добру, красоте, прекрасному.

Выбирая тему своего проекта, я ставила на первое место эти задачи. Ведь если ребёнок не научится видеть прекрасное вокруг себя, то он вряд ли вырастит гуманным, экологически-грамотным человеком.

Я думаю, что проблемы окружающей среды всегда актуальны, и много ещё не познанного, удивительного, что можно открывать вместе с детьми.

Этот проект способствует развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

Думаю, что все знания полученные детьми в детском саду, пригодятся им в школе, и они будут выгодно отличаться от своих сверстников своими познаниями и стремлением узнать больше.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Дидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возраста Сорокина Анжела День медведя на МААМПредлагаю родителям и коллегам в условиях самоизоляции изготовить простую и увлекательную игру про.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой
Опубликовано: 27 сентября 2020 в 14:38
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой» (включая файлы) размещена пользователем светлана важдаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД