Папки-передвижки

Опыт работы «Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках биологии»

Козлова Ольга Константиновна
Опыт работы «Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках биологии»
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках биологии»

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача – это помочь им раскрыться,

развить собственные идеи», — писал И. Г. Песталоцци.

Современное образование ориентировано на отражение цивилизации, в центре которой стоит личность.

Модернизация образования направлена на то, чтобы личность обладала уникальными способностями, а именно:

• гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях;

• самостоятельно приобретать знания;

• критически мыслить

• генерировать новые идеи;

• грамотно работать с информацией;

• быть коммуникабельной и коммуникативной

Вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией. Чтобы воспитать такую личность нам (учителям-предметникам) необходимо искать нестандартные пути. Большую роль в этом играет деятельность педагога по формированию навыков самостоятельной работы.

Самостоятельная работа — это такой способ учебной деятельности, где учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения;

работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством

выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения.

Анализируя Федеральные государственные стандарты и федеральные рабочие программы, можно отследить, что формирование навыков самостоятельной работы отражено во всех видах планируемых результатов:

1. личностных – на основе формирования ценности научного познания: ориентации на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природой и с социальной средой;

2. метапредметных, а именно в формировании:

- базовых логических действий;

- базовых исследовательских действий;

- работе с информацией

3. при формировании регулятивных УУД.

Основные направления работы по формированию навыков самостоятельной работы на уроках можно найти в предметных планируемых результатах.

Если проанализировать их можно увидеть, что в течение всего курса обучения формы и виды повторяются, меняя лишь их объем и содержание материала, что обеспечивает системность работы в данном направлении.

Предметные результаты 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс

проводить описание по плану тела живой природы живые и гербарные экземпляры растений растения, грибы, лишайники систематические группы животных, отдельные органы и системы органов внешний вид (изображение, общие признаки организма человека, клетки, ткани, органы, системы органов, организм

выполнение лабораторных работ работа с микроскопом, знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов по морфологии и физиологии растений, в том числе работы с микроскопом с постоянными и временными микропрепаратами по систематике растений, микологии и микробиологии, по морфологии, анатомии, физиологии и поведению животных по морфологии, анатомии, физиологии и поведению человека

В процессе обучения биологии раскрывается благодатная почва для организации самостоятельной работы учащихся. Дети с интересом погружаются в любые учебные работы исследовательского и познавательного характера. Ребята встают на путь самостоятельного исследования и пусть маленьких, простых, детских проблем, безусловно, не обогащающих теоретическую науку, но их ум направлен на поиск решения, открытия. Это приучает детей к самостоятельной деятельности.

Личным опытом доказано, для того, чтобы достичь хорошего результата в данном направлении, необходимо соблюдать ряд условий:

1. Обеспечить материально- техническую базу учебного процесса: современные учебные пособия, наглядные пособия и т. д.

2. Диагностировать и стимулировать успешность учащихся; соблюдать благоприятный психологический микроклимат.

3. Чередовать индивидуальную, парную и групповую работы.

4. Создать четкие инструкции или рекомендации по выполнению заданий.

5. Анализ /самоанализ выполненной работы. Рефлексия.

В соответствии со сформулированными условиями достижения эффективности деятельности по формированию навыков самостоятельной работы, мной отработан алгоритм подготовки урока с организацией самостоятельной работы обучающихся.

Перед таким уроком я провожу подготовительную работу:

- определяюсь в целях и задачах организации самостоятельной работы обучающихся;

- продумываю последовательность действий, способы оформления результатов работ, контроль и свою роль в этой работе;

- готовлю дидактический материал;

- инструктирую учеников по правилам технике безопасности (если выполняется лабораторная работа) и по выданным инструментам, и алгоритмам выполнения заданий.

Таким образом, перед тем, как приступить к самостоятельной работе я ставлю проблему и стимулирую их на ее решение. Дети получают необходимое объяснение хода выполнения заданий, сами могут поставить цели и задачи, выдвинуть идеи по ее решению, сформулировать вопросы, на которые они должны получить ответ. Главное, учащиеся должны точно знать, что от них требуют, что с них спросят при контроле знаний.

На открытом уроке биологии мной были представлены основные направления урока по формированию навыков самостоятельной работы. Такой урок имеет определенную структуру.

• Начинается урок с постановки проблемы и актуализации знаний, необходимых для изучения новой темы. На этом этапе формируются навыки самоорганизации обучающихся: выявление проблемы для решения и составление плана действий или алгоритма решения задачи.

• Этот этап продолжается этапом - совместного «открытия» знаний. На нем решается проблема на основе разработанного плана или алгоритма.

• Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний – это третий основной этап урока, на котором происходит самоконтроль, что выражается через оценку ситуации, предвидении трудностей и адаптировании решения в соответствии о сложившейся ситуацией.

• Завершающим этапом – является этап подведения итогов работы, с самоконтролем и самоанализом. На нем дети объясняют причины достижения или недостижения результатов, дают оценку приобретенному опыту, оценивают соответствие результата цели.

На каждом этапе урока можно пользоваться различными приемами. На данном слайде вы видите, какими приемами можно пользоваться на каждом этапе урока.

№ п/п Этапы урока Приемы

1 Первый этап - постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы. А вы знаете, что…

2 Второй этап - совместное «открытие» знаний - мозговой штурм,

- моделирование или другие задания творческого характера.

3 Третий этап - практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний. -Объяснить, доказать, найти причинно-следственные связи,

-составить кроссворд,

- составление/работа по опорной схеме,

- работа исследовательского характера, например постановка опыта,

- проведение лабораторной работы,

- дополнить предложения,

- построить логическую цепочку или решить задачу на логику, генетическую, экологическую и т. д.,

- выбрать правильные ответы,

- найти лишние понятия и объяснить свой выбор,

- заполнить пробелы в схеме.

4 Четвертый этап - подведение итогов работы, рефлексия. Ответить на вопросы в тексте, выбрать правильные ответы, заполнить пробелы в схеме, найти лишнее понятие и объяснить свой выбор

Большое внимание я уделяю организации самостоятельной работы учащихся по приобретению практических навыков. Дети проводят лабораторные и практические работы дома с определением цели, задач и способов решения, после чего они должны сделать вывод. Помогают в выполнении данных работ разработанные алгоритмы и инструкции.

Лабораторная работа

Тема: «Определение возраста дерева по спилу».

Практическая работа №1 (демонстрационная)

Тема: «Наблюдение процесса выделения кислорода на свету аквариумными растениями»

Практическая работа №2 (демонстрационная)

Тема: «Выявление передвижения воды и минеральных веществ по древесине».

Практическая работа №3

Тема: «Определение всхожести семян культурных растений и посев их в грунт.

Практическая работа №4.

Тема: «Наблюдение за ростом и развитием цветкового растения в комнатных условиях (на примере фасоли или посевного гороха)».

Особой любовью у детей пользуются выполнение проектов и сообщения. Многие из них связаны с природой родного края.

Мои учащиеся принимают активное участие в муниципальных и региональных этапах Всероссийской олимпиады по биологии, а также в различных конкурсах, акциях, конференциях и добиваются хороших результатов.

1. Участие в конкурсе «Лига эрудитов» (11участников);

2. Диплом 3 степени в Международном конкурсе «Лига эрудитов 6» (Федорова В. – ученица 8 класса);

3. Всероссийская Олимпиада Школьников – 2 место по биологии (Федорова В. – ученица 8 класса, Морозова Л. – ученица 8 класса);

Качество знаний учащихся по биологии за последние два года по итогам внутреннего мониторинга

учебный год класс успеваемость (в %) качество знаний (в %)

2023-2024 5 100 42

2024-2025 6 100 50

учебный год класс успеваемость (в%) качество знаний (в%)

2023-2024 6 100 44

2024-2025 7 100 50

учебный год класс успеваемость (в%) качество знаний (в%)

2023-2024 7 89 33

2024-2025 8 100 44

Вывод: по итогам внутреннего мониторинга качество знаний положительно стабильное и наблюдается положительная динамика.

Качество знаний учащихся по биологии по итогам внешнего мониторинга

Учебный год Предмет Класс Качество знаний (%) Уровень обученности (%)

2023-2024 биология 5 33 83

6 50 100

2024-2025 биология 5 44 91

6 33 83

Вывод: по итогам внешнего мониторинга по биологии наблюдается положительная динамика.

Заканчивая, я могу сказать, что работа по формированию навыков самостоятельной работы обучающихся несет в себе много положительных моментов! Поэтому я стараюсь строить свою педагогическую деятельность так, чтобы урок отвечал не только современным требования, но и запросам образовательной среды.

Преимущества самостоятельной работы состоит в том, что эта работа

• охватывает всех учащихся;

• она позволяет работать в индивидуальном темпе и стиле;

• активизирует даже слабых и пассивных детей;

• самостоятельная работа требует личной ответственности каждого участника образовательного процесса;

• способствует развитию творческого мышления, формированию общеучебных умений и навыков;

а так же предполагает индивидуальный подход к каждому ученику.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формы и методы работы с детьми и формирование элементарных навыков безопасного поведения на воде в зимний период «Формы и методы работы с детьми и формирование элементарных навыков безопасного поведения на воде в зимний период» Задача взрослых состоит.

Четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики (5–11 кл.) Четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики (5-11 кл.) По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках биологии»
Опубликовано: 12 марта 2025 в 21:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках биологии»» (включая файлы) размещена пользователем Козлова Ольга Константиновна (УИ 3519688) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)
15 марта 2025 суббота
День нейрогимнастики!
Изучаем тюленей!
В регионах России начинают проходить акции "Неделя добра". Дату уточняйте в своем регионе
Весенняя неделя добра
Играем в магазин!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД