Иванова Светлана
Развитие познавательных способностей, через исследовательскую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках городской недели открытых дверей на тему:
«Познавательное развитие дошкольника:
экспериментирование, моделирование, конструирование»
Мастер класс: «Развитие познавательных способностей детей»
Автор: старший воспитатель
Светлана Владимировна Иванова
Задачи:
1. Систематизировать представления педагогов о значении экспериментальной деятельности в развитии ребенка
Публикация «Развитие познавательных способностей, через исследовательскую деятельность» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2019
2. Познакомить педагогов с некоторыми играми экспериментами, направленными на развитие познавательных способностей детей
3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему».
(Слайд 1)
Для ребенка дошкольного возраста каждый новый день дарит ему новые интересные открытия окружающего его мира. Он активный исследователь, в процессе экспериментальной деятельности ребенок получает возможность найти ответы на вопрос «почему?» и удовлетворить свою любознательность.
Известные ученные Выготский Л. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Поддьяков Н. Н. в своих исследованиях отмечали, что именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное умственное развитие ребенка, формируются познавательные способности, включающие в себя такие психические процессы как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение. Поэтому так важно в этот возрастной период заниматься развитием познавательных способностей у детей. Одним из средств эффективного познавательного развития дошкольника является экспериментальная деятельность. (Слайд 2)
Основной целью опытно- экспериментальной деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности ребенка за счет развития познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению (Слайд 3)
В процессе экспериментирования ребенок:
• приобретает реальные знания об изучаемом объекте, о его взаимосвязи с другими объектами и окружающей средой;
• обогащает память, мыслительные процессы активизируются вследствие того, что необходимо постоянно анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;
• развивает речь, так как формулирует выводы исходя из увиденного;
• происходит обогащение умственных умений (приемов и операций); (Слайд 4)
Технология детского экспериментирования в ДОУ можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и подтверждения гипотезы эксперимента или опыта. (Слайд 5)
Задачи:
• Учить детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их.
• Учить детей выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.
• Развивать у детей умение отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности
• Развивать у детей умение действовать в соответствии с алгоритмом.
(Слайд 6)
Алгоритм реализации технологии детского экспериментирования
1. Этапы реализации
2. Деятельность педагога, деятельность детей
3. Ожидаемый результат
(Слайд 7)
Этапы реализации
1 ЭТАП Постановка проблемы (задачи).
2 ЭТАП Поиск путей решения проблемы
3 ЭТАП Проведение опытов
4 ЭТАП Обсуждение результатов и формулировка выводов
(Слайд 8)
Ожидаемые результаты
В начале проведения опытов были выделены ожидаемые результаты:
Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности
Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок
Пополнить научно – методологическую базу по данному методу исследования
Развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
(Слайд 9)
Выводы:
Экспериментальная деятельность дает детям:
возможность тесного общения
сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.
свободу действий и ответственность
проявления самостоятельности, самоорганизации
(Слайд 10)
Сегодня уважаемые коллеги я хочу пригласить в свою научную лабораторию, в которой проведем исследование.
(Педагоги рассаживаются за столы, на которых находится оборудование для игр экспериментов)
Материал: различные камни, четыре коробочки; палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, таблицы; бумага фломастеры; чернила, активированный уголь
«Коллекция камней»
Ведущий: У меня рассыпалась коллекция камней, помогите мне распределить камни в коробки по следующим признакам. В первой – будут лежать – гладкие и округлые; во второй – маленькие шероховатые; в третьей – большие и не круглые; в четвертой красноватые. Чем похожи эти камни? Какие камни на ощупь? Какая у них форма, размер, цвет? (ответы педагогов)
Выберите понравившийся камень и расскажите о нем, в этом вам поможет модель обследования предмета (1 название предмета; 2 –цвет; 3- форма; 4 – гладкий или шероховатый; 5 – мягкий или твердый; 6- большой или маленький; 7 – применение) (педагоги описывают предмет)
Сейчас разложите камни по коробкам, посчитайте, сколько их лежит в каждой коробке (педагоги выполняют задание)
Ведущий: Уважаемые коллеги, ответьте на вопрос, что развивает у детей этот опыт?
(Этот опыт развивает умение детей классифицировать предметы по форме, цвету и размеру, показывает возможность использования камней в игровых целях, использованием модели обследования предмета)
(Слайд 11)
«Разноцветные шарики»
Ведущий: Уважаемые коллеги, необходимо раскрасить шары в зеленый, оранжевый, розовый, голубой, фиолетовый цвет. Посмотрите на столы и скажите, есть ли такие цвета красок? (нет) Вам необходимо создать новые цвета из имеющихся: желтой, красной, синей, белой. (Слайд 12)
Для этого вам понадобится палитра, на которой вы будете смешивать краски и искать нужный. (Воспитатели смешивают цвета красок, если получается нужный цвет, полученной краской раскрашивают шарик, эксперимент выполняется до получения всех необходимых цветов)
Уважаемые коллеги, необходимо в специальных таблицах зафиксировать эксперимент, при смешивании каких цветов получается зеленый, оранжевый, розовый, голубой, фиолетовый цвет. (Педагоги выполняют задание и объясняют его)
(Слайд 13,
Давайте проверим, при смешивании каких цветов получается зеленый, оранжевый, розовый, голубой, фиолетовый цвет.
Ведущий вручает каждому участнику буклет (Слайд 14)
С помощью мнемотехнике легко запоминаются свойства предметов.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным, облегчающих процесс запоминания информации.
(Слайд 15)
Структура мнемотехники
МНЕМОКВАДРАТ
МНЕМОДОРОЖКА
МНЕМОТАБЛИЦА
(Слайд 16)
Уважаемые коллеги, предлагаю вам вспомнить свойства воздуха.
(Воспитатели вспоминают свойства воздуха)
А теперь самостоятельно составьте таблицу о признаках воздуха.
(листы бумаги, разделенные на несколько частей, фломастеры) воспитатели рассказывают о своих таблицах.
(Слайд 17)
Давайте посмотрим, что нам предложили дети
(Слайд 18)
Сейчас мы проведем эксперимент без наглядного материала, повторим свойства воздуха. (Ответы воспитателей)
Ведущий: Уважаемые коллеги, обратите внимание на доску (на доске изображен ребус). Расшифровав ребус, вы узнаете, с каким веществом я проведу опыт.
(Педагоги выполняют задание)
(Слайд 19)
Ведущий: Правильно. Это вода. Сейчас я предлагаю самостоятельно с помощью мнемотаблицы провести вам занимательный эксперимент.
(На столе бутылка с водой, чернила, активированный уголь)
Ведущий: Я капаю в бутылку с водой чернила. Раствор стал бледно-голубым. Туда же положу таблетку растолченного активированного угля. Закрою горлышко крышкой и взболтаю смесь.
Ведущий: Что произошло? (ответы педагогов)
Ведущий: Вода посветлела на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.
Ведущий: Уважаемые коллеги, Вы увидели эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, удобно использовать экспериментальной деятельности, используя приёмы мнемотехники.
(Слайд 20)
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.
Творческих Вам успехов!
(Слайд 21)
Я хочу поблагодарить, участников мастер- класса и позволить спросить вас:
- что нового вы сегодня узнали на нашей встрече?
- какие выводы вы для себя сделали?
- есть ли у вас дополнительные вопросы по теме? (вопросы участников)
Ведущий вручает каждому участнику буклет