Початкина Татьяна
Описание опыта работы «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательных интересов детей, через познавательно – исследовательскую деятельность
Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Поэтому проектная деятельность является для меня на сегодняшний день актуальной.
Публикация «Описание опыта работы „Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Любовь к детям, постоянный творческий поиск, самообразование и работа над собой – вот три основных кита для воспитателя прошлого, настоящего и будущего.
И важно помнить вечную заповедь: не навреди.
Ведь душа ребёнка – это не каменистая почва, а цветок, которому необходимо помочь раскрыться.
Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Я пришла к выводу, что это можно сделать с помощью познавательно- исследовательской деятельности. Именно это направление является приоритетным в моей работе.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : познавательно - исследовательскую, игровую, трудовую, коммуникативную. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к экспериментированию.
Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л. С. Выготский.
Деятельность экспериментирования имеет свою структуру:
• Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.
• Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений.
• Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.
• Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это? ", "Что такое? " В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать".
• Средства: язык, речь, поисковые действия.
• Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.
• Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и организованной деятельности, использование проблемных, ситуаций.
• Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, - опыты. Их провожу как в образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты : "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами.
В образовательной деятельности дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Мы на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Быть может, в недалеком будущем «на пыльных тропинках далеких планет» останутся следы наших ребят— любознаек и почемучек.
Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Свою практическую работу по развитию познавательных интересов детей в своей группе начала с организации предметно-развивающей среды, которую строили по принципу доступности, новизны и с учетом личностно-ориентированной модели взаимодействия. Эстетически -развивающая среда в группе включает: внутренний интерьер группы; световой фон; центры детского творчества; театральный и музыкальный центры; центр релаксации; интерьерные цветы. Для развития творческого самовыражения каждого ребенка я создала художественно-творческий комплекс, включающий в себя различные мини-центры, в которых детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому : от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т. д. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка. Присутствуют материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка.
В мини-центр “ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ” каждый ребенок может попробовать свои силы в изобразительном искусстве, воплощая в жизнь свои творческие замыслы. Дети с удовольствием включаются в активную изобразительную деятельность, используя различные материалы, смешивая разные приемы и техники. Здесь они всегда могут найти необходимые материалы и оборудование для собственных исследований по смешению различных цветов, получения нового цвета, создания нового способа рисования: различные виды красок, бумаги для рисования, вата, салфетки, прозрачные стаканчики, палитра, кисти, поролоновые и резиновые губки, щёточки, и т. д.
В мини-центре «ПЕСОК-ВОДА» дети знакомятся и действуют с различными природными материалами: песком, водой, желудями, шишками, каштанами, различными крупами и т. п. В работе я использую большие контейнеры, наполненные песком и водой. Опуская в воду деревянные, металлические, резиновые, пластмассовые предметы, дети обращают внимание на их плавучесть, растворяемость.
Мини-центр «Островок природы». Здесь дети наблюдают, рассматривают комнатные растения, ухаживают за ними.
Мини-центр «Театр детского творчества». Здесь есть всё необходимое: куклы, атрибуты, декорации для разных видов театра. На импровизированной сцене, каждый ребенок может прочитать любимое стихотворение, изобразить героя или сценку из литературного произведения.
В работе, направленной на развитие опытно-экспериментальной деятельности, стараюсь выполнить следующие цели и задачи:
- формирование у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира;
- развитие собственного познавательного опыта детей;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности;
- использование познавательно-исследовательской деятельности в сочетании с другими видами деятельности;
- обеспечение освоения детьми причинно-следственных, пространственных и временных отношений;
- расширение кругозора детей;
- воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности;
- развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках;
- обогащать и развивать речь детей.
При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в моей группе «Подсолнушки»
используются следующие формы работы :- непосредственная образовательная деятельность;
- беседы познавательно-эвристического характера;
- изобразительные средства;
-просматривание фильмов, мультфильмов;
-прослушивание аудиозаписей;
- дидактические и развивающие игры, упражнения;
- сюжетно-ролевые игры;
-эксперименты и опыты;
-проекты;
-рассматривание картин;
- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
- экскурсии и целевые прогулки;
- работа в уголке природы;
- конкурсы;
- праздники, развлечения, вечера досуга;
- театрализованная деятельность;
- Дни открытых дверей, детско-родительские мероприятия.
В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей много внимания уделяю наблюдению. С его помощью дети познают не только внешние особенности объектов природы (окрас, строение, запах и д. р., но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями). Особенно интересно детям наблюдать за предметами живой природы. Так я в своей группе проводила проект " Огород на подоконнике".
В нашей группе каждую зиму высаживается с детьми лук. Дети с удовольствием ухаживают за ним, наблюдают и пробуют на вкус, когда он вырастает.
Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т. д. Большие возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность. Наряду с традиционными способами нами применяются способы и материалы нетрадиционного рисования. Я считаю, что усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.
Нетрадиционные материалы и средства изображения: ватные палочки, диски, цветные салфетки, спички, трубочки для коктейля и т. п. Это и занимает их, и вовлекает в творческий процесс. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. В своей работе мы с детьми рисовали калину ватными палочками, оформляли ладошками плакат «Древо нашей группы», рисовали лес отпечатками листьев.
Известно, что ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:
- во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
- во-вторых, создать атмосферу общности интересов;
- в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
В индивидуальных беседах, консультациях на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации надо убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детскому экспериментированию.
В группе ведется работа с родителями по формированию навыков исследовательского поведения. Проводилось родительское собрание на тему «Детское экспериментирование в детском саду и дома». Цель, которого показать, как опытная деятельность развивает в ребенке любознательность, познавательную деятельность, помогает ему углублять представления о живой и неживой природе, обобщать результаты опытов.
В нашей группе проводилось анкетирование родителей с целью выявления отношения их к поисково- исследовательской активности.
62% родителей ответили, что экспериментирование детей проявляется в игровой деятельности : рисование (смешивание красок, конструирование, в играх с песком, водой, воздухом.
52% анкетированных родителей ответили, что дети часто продолжают начатые эксперименты в детском саду дома.
38% родителей принимают участие в экспериментальной деятельности ребенка.
41% родителей сказали, что дети делятся открытиями с ними.
Из этого следует, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Оформление наглядной информации в уголке для родителей:
– Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».
– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
– Рекомендации: «Проведите опыты с детьми дома».
Также для родителей проводятся консультации о том, как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников
Оформление папки «Мои открытия». Создаются тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки и др.
Совместное детско-взрослое творчество. Родители с большим интересом организуют изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, организуют фотосессии и многое другое.
Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе?» и многие другие. Хорошо, когда родители ищут ответ на поставленный вопрос вместе с детьми в различных сферах деятельности (чтении, наблюдении, экскурсиях, экспериментах).
Вывод: важно в условиях семьи стройте своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Подводя итог, выше сказанному, можно сделать вывод, что опытная и экспериментальная деятельность несёт в себе большие возможности для всестороннего развития детей : развивает их мышление, обогащает знания, активный и пассивный словарный запас, побуждает желание созидать, а не разрушать. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой на получение чего-то нового, неожиданного. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.
И хочется закончить китайским изречением:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!