МААМ-картинки

Описание опыта работы «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность» (10 фото)

Початкина Татьяна
Описание опыта работы «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие познавательных интересов детей, через познавательно – исследовательскую деятельность

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Поэтому проектная деятельность является для меня на сегодняшний день актуальной.

Публикация «Описание опыта работы „Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность“» размещена в разделах

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Любовь к детям, постоянный творческий поиск, самообразование и работа над собой – вот три основных кита для воспитателя прошлого, настоящего и будущего.

И важно помнить вечную заповедь: не навреди.

Ведь душа ребёнка – это не каменистая почва, а цветок, которому необходимо помочь раскрыться.

Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Я пришла к выводу, что это можно сделать с помощью познавательно- исследовательской деятельности. Именно это направление является приоритетным в моей работе.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : познавательно - исследовательскую, игровую, трудовую, коммуникативную. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к экспериментированию.

Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л. С. Выготский.

Деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.

Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений.

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это? ", "Что такое? " В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать".

Средства: язык, речь, поисковые действия.

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и организованной деятельности, использование проблемных, ситуаций.

Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, - опыты. Их провожу как в образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты : "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами.

Описание опыта работы «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность»

В образовательной деятельности дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Мы на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Быть может, в недалеком будущем «на пыльных тропинках далеких планет» останутся следы наших ребят— любознаек и почемучек.

Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Свою практическую работу по развитию познавательных интересов детей в своей группе начала с организации предметно-развивающей среды, которую строили по принципу доступности, новизны и с учетом личностно-ориентированной модели взаимодействия. Эстетически -развивающая среда в группе включает: внутренний интерьер группы; световой фон; центры детского творчества; театральный и музыкальный центры; центр релаксации; интерьерные цветы. Для развития творческого самовыражения каждого ребенка я создала художественно-творческий комплекс, включающий в себя различные мини-центры, в которых детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому : от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т. д. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка. Присутствуют материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка.

Фото «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность»
Описание опыта работы - фото

В мини-центр “ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ” каждый ребенок может попробовать свои силы в изобразительном искусстве, воплощая в жизнь свои творческие замыслы. Дети с удовольствием включаются в активную изобразительную деятельность, используя различные материалы, смешивая разные приемы и техники. Здесь они всегда могут найти необходимые материалы и оборудование для собственных исследований по смешению различных цветов, получения нового цвета, создания нового способа рисования: различные виды красок, бумаги для рисования, вата, салфетки, прозрачные стаканчики, палитра, кисти, поролоновые и резиновые губки, щёточки, и т. д.

Фото №1 Развитие ребенка

В мини-центре «ПЕСОК-ВОДА» дети знакомятся и действуют с различными природными материалами: песком, водой, желудями, шишками, каштанами, различными крупами и т. п. В работе я использую большие контейнеры, наполненные песком и водой. Опуская в воду деревянные, металлические, резиновые, пластмассовые предметы, дети обращают внимание на их плавучесть, растворяемость.

Мини-центр «Островок природы». Здесь дети наблюдают, рассматривают комнатные растения, ухаживают за ними.

Мини-центр «Театр детского творчества». Здесь есть всё необходимое: куклы, атрибуты, декорации для разных видов театра. На импровизированной сцене, каждый ребенок может прочитать любимое стихотворение, изобразить героя или сценку из литературного произведения.

В работе, направленной на развитие опытно-экспериментальной деятельности, стараюсь выполнить следующие цели и задачи:

- формирование у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира;

- развитие собственного познавательного опыта детей;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности;

- использование познавательно-исследовательской деятельности в сочетании с другими видами деятельности;

- обеспечение освоения детьми причинно-следственных, пространственных и временных отношений;

- расширение кругозора детей;

- воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности;

- развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках;

- обогащать и развивать речь детей.

При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в моей группе «Подсолнушки»

Фото №2 Материалы для педагогов Развитие познавательных интересов детей через познавательно исследовательскую деятельность Прежде чем давать знания надо научить думать воспринимать наблюдать

используются следующие формы работы :- непосредственная образовательная деятельность;

- беседы познавательно-эвристического характера;

- изобразительные средства;

-просматривание фильмов, мультфильмов;

-прослушивание аудиозаписей;

- дидактические и развивающие игры, упражнения;

- сюжетно-ролевые игры;

-эксперименты и опыты;

-проекты;

-рассматривание картин;

- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

- экскурсии и целевые прогулки;

- работа в уголке природы;

- конкурсы;

- праздники, развлечения, вечера досуга;

- театрализованная деятельность;

- Дни открытых дверей, детско-родительские мероприятия.

Фото №3 Сухомлинский С самого рождения ребёнок является первооткрывателем

В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей много внимания уделяю наблюдению. С его помощью дети познают не только внешние особенности объектов природы (окрас, строение, запах и д. р., но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями). Особенно интересно детям наблюдать за предметами живой природы. Так я в своей группе проводила проект " Огород на подоконнике".

Фото №4 Исследовательская деятельность исследователем того мира который его окружает Фото №5 Для него всё впервые солнце и дождь страх и радость Фото №6 Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы ему помогают педагоги и родители

В нашей группе каждую зиму высаживается с детьми лук. Дети с удовольствием ухаживают за ним, наблюдают и пробуют на вкус, когда он вырастает.

Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т. д. Большие возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность. Наряду с традиционными способами нами применяются способы и материалы нетрадиционного рисования. Я считаю, что усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Нетрадиционные материалы и средства изображения: ватные палочки, диски, цветные салфетки, спички, трубочки для коктейля и т. п. Это и занимает их, и вовлекает в творческий процесс. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. В своей работе мы с детьми рисовали калину ватными палочками, оформляли ладошками плакат «Древо нашей группы», рисовали лес отпечатками листьев.

Известно, что ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:

- во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

- во-вторых, создать атмосферу общности интересов;

- в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Фото №7 Поэтому проектная деятельность является для меня на сегодняшний день актуальной

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

В индивидуальных беседах, консультациях на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации надо убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детскому экспериментированию.

В группе ведется работа с родителями по формированию навыков исследовательского поведения. Проводилось родительское собрание на тему «Детское экспериментирование в детском саду и дома». Цель, которого показать, как опытная деятельность развивает в ребенке любознательность, познавательную деятельность, помогает ему углублять представления о живой и неживой природе, обобщать результаты опытов.

В нашей группе проводилось анкетирование родителей с целью выявления отношения их к поисково- исследовательской активности.

62% родителей ответили, что экспериментирование детей проявляется в игровой деятельности : рисование (смешивание красок, конструирование, в играх с песком, водой, воздухом.

52% анкетированных родителей ответили, что дети часто продолжают начатые эксперименты в детском саду дома.

38% родителей принимают участие в экспериментальной деятельности ребенка.

41% родителей сказали, что дети делятся открытиями с ними.

Из этого следует, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Оформление наглядной информации в уголке для родителей:

Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».

– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Рекомендации: «Проведите опыты с детьми дома».

Также для родителей проводятся консультации о том, как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников

Оформление папки «Мои открытия». Создаются тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки и др.

Совместное детско-взрослое творчество. Родители с большим интересом организуют изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, организуют фотосессии и многое другое.

Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе?» и многие другие. Хорошо, когда родители ищут ответ на поставленный вопрос вместе с детьми в различных сферах деятельности (чтении, наблюдении, экскурсиях, экспериментах).

Вывод: важно в условиях семьи стройте своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Подводя итог, выше сказанному, можно сделать вывод, что опытная и экспериментальная деятельность несёт в себе большие возможности для всестороннего развития детей : развивает их мышление, обогащает знания, активный и пассивный словарный запас, побуждает желание созидать, а не разрушать. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой на получение чего-то нового, неожиданного. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

И хочется закончить китайским изречением:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Публикации по теме:

Развитие познавательных интересов детей среднего возраста посредством опытно-исследовательской деятельности 1 «Развитие познавательных интересов детей среднего возраста посредством опытно-исследовательской деятельности» 2 Исследовательская деятельность.

Конспект НОД в старшей группе по ФЦКМ через познавательно исследовательскую деятельность «Прогулка в весну» Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе «ФЦКМ через познавательно исследовательскую деятельность» Тема.

Консультация для родителей «Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста» Каждого ребенка можно называть любознательным! В Толковом словаре С. И. Ожегова можно прочитать: «Любознательный - склонный к приобретению.

Описание опыта работы по формированию нестандартного мышления и развитие творческой деятельности детей посредством ТРИЗ Следует подробно изложить как поэтапно проводилась опытно – экспериментальная работа по применению ТРИЗ – технологии с детьми старшего дошкольного.

Описание опыта работы «Развитие речи детей посредством театральной деятельности» Описание опыта работы «Развитие речи детей посредством театральной деятельности». Дети от природы наделены яркими способностями и нужно,.

Опыт работы «Формирование познавательных интересов детей раннего возраста посредством вовлечения в игровую деятельность» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 городского округа Вичуга..

Развитие познавательных, психологических процессов ребёнка дошкольного возраста через игровую деятельность Познавательное развитие Цель: «Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создать.

Презентация на тему «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность» Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше.

Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» Первомайского района Тамбовской области.

Экологическое воспитание через исследовательскую деятельность Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание опыта работы «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность»
Опубликовано: 9 января 2019 в 22:46
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Описание опыта работы «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность»» (включая файлы) размещена пользователем Початкина Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД