Наталья Викторовна Типикина
Экологическое воспитание через исследовательскую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Публикация «Экологическое воспитание через исследовательскую деятельность» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Исследовательская деятельность
- это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;
- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Исследовательская деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.
При формировании основ естественно — научных и экологических понятий исследование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование:
Цель:
Формирование экологической культуры у детей через исследовательскую деятельность.
Развивающие задачи:
Развивать экспериментальную деятельность;
Развивать речь детей;
Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
Развивать внимание, мышление, память
Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
Воспитывать аккуратность в работе.
Направления исследовательской деятельности :
Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Правила при организации исследовательской работы :
1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
2. Не сдерживать инициативу детей.
3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.
5. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
8. Анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.
Существуют следующие этапы исследовательской деятельности :
-Подготовка к экспериментированию.
-С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др.
Дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы.
При оборудовании мини-лаборатории для исследовательской деятельности, учитываются следующие требования:
– безопасность для жизни и здоровья детей;
– достаточность;
– доступность расположения.
В уголке исследовательской деятельности должны быть выделены:
-Место для постоянной выставки, где размещают различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)
-Место для приборов
-Место для хранения материалов (природного, «бросового»)
-Место для проведения опытов
-Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Перечень оборудования для исследовательской деятельности :
-тематические альбомы;
коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки :» (зимы, весны, осени, «Ткани».
- Песок, глина; -набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
-материалы для игр с мыльной пеной, красители
- пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
Простейшие приборы и приспособления: -Лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек, зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
-«бросовый материал» :
веревки, шнурки, тесьма,
катушки деревянные, прищепки, пробки
- персонажные игрушки
Исследовательское обучение предполагает следущее:
- Ребенок совместно с педагогом выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить.
- Предлагает возможные решения.
- Проверяет решения, исходя из данных.
- Делает выводы в соответствии с результатами проверки.
- Применяет выводы к новым данным.
- Делает обобщение
Вывод:
Таким образом можно сказать, что в процессе целенаправленного педагогического воздействия исследовательской деятельности, у детей дошкольного возраста формируется экологическая культура - осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.