Людмила Ладяшкина
Развитие коммуникативных способностей ребенка через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали и
нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей.
(Б. М. Теплов)
Театр! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Посещение театра всегда праздник.
Публикация «Развитие коммуникативных способностей ребенка через театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет играть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - все это помогает осуществить театр.
Театр – это средство эмоционально эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.) Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театральная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Актуальность моей темы определяется следующими показателями:
- Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
- С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
- Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не мене важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
- Театрализованная деятельность так же позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста имеют нравственную направленность.
В моей работе с детьми коммуникативное направление является приоритетным, необходимой составляющей которого является театрализованная деятельность.
Для реализации данной программы, я перед собой поставила следующую цель: развитие коммуникативных способностей в процессе приобщения детей к театрализованной деятельности.
Для достижения поставленной цели мною решаются следующие задачи:
1. Знакомить детей с разными видами театрализованного искусства.
2. Способствовать развитию выразительности речи.
3. Развивать навыки театрально-исполнительской деятельности.
4. Развивать социально-эмоциональные качества.
5. Формировать коммуникативные способности.
В своей работе я использую различные формы работы с детьми: занятия, репетиции, игры-путешествия, импровизации, развлечения, викторины. Применяю разнообразные формы и методы игровых приемов, что позволяет создать положительный эмоциональный фон, снять напряжение и первоначальную настороженность, активизировать и побуждать детей к творческой деятельности.
Моим детям очень нравится играть и придумывать различные истории, они как будто переносятся в собственный, созданный им мир. Исходя из этого, я сделала вывод-путь к сердцу каждого ребенка, без всякого сомнения, можно найти с помощью игры, фантазии и воображения. Кроме того, мне самой предоставляется прекрасная возможность на некоторое время попасть в безоблачный и чудесный мир детства, оторваться от серых обыденных будней.
Я люблю театр, и это увлечение стараюсь передать своим воспитанникам посредством художественного слова. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В поэтических образов героев ребенку раскрывается жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и отношений.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям - осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Через театрализованную игру ребенок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния, а самое основное – учится творить.
Чтобы ребенок овладел творческими способностями, ему необходимы яркие впечатления. Чем богаче опыт малыша, тем ярче проявятся творческие данные. Поэтому, я думаю, очень важно с самого раннего детства приобщить ребенка к театру. Чем раньше начать развивать творческие способности детей, тем больших результатов можно достичь.
Театрализацию в работе с детьми я использовала с самого младшего возраста.
Со 2 младшей группы я веду кружок дополнительного образования «В гостях у сказки». Мной была разработана адаптированная программа, в которую были включены:
-знакомство с миром театра
-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
-игры драматизации;
-разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Начиная с младшей группы, я стала чаще использовать элементы театрализации на занятиях, развлечениях, праздниках. Начинала с самых простейших сказок «Курочка Ряба», «Перчатки», «Теремок», «Лиса, заяц и петух». Малыши с радостью изображали в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. В младшей группе уделяла большое внимание, отражению сказочных образов животных, анализируя характер движения, интонации: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, подают на землю. Использовала упражнения по психогимнастике: идет дождик, дует ветер, выглянуло солнышко, налетела туча.
Предлагаю детям игрушки, атрибуты для ряженья, шапочки зверей для разыгрывания сказок: «Репка», «Колобок», добивалась того, чтобы дети передавали настроение, мимику. Провожу индивидуальную работу с детьми, поощряю участие детей в инсценировках, желание играть большие роли.
С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняю. Дети средней группы инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения, при этом большое внимание уделяю речи ребенка, произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Вместе сочиняем маленькие истории, поддерживаю коллективное придумывания диалогов. Инсценировали сказки: «Муха-Цокотуха», «Под грибком», «Музыкальная балалайка». Показывали инсценировки в других группах.
На занятиях провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки. Применяю элементы артикуляционной гимнастики, игры-драматизации, хороводы, инсценировки стихов и песен. Занятия кружка стараюсь проводить в занимательной, интересной форме, по возможности использую сюжетное построение. Включаю проблемные ситуации, требующие от детей активных поисков. Я поняла, что дети лучше запоминают сказку, когда сами инсценируют сказку, участвуют в роли сказочных героев. Дети сами предлагают как они воспитали бы того или иного героя, как бы они проучили злого волка, как бы поступили с лисой, когда она съела колобка, куда положили бы яичко, чтоб оно не разбилось.
В каждый праздник включаю игры-драматизации. Это позволяет творчески раскрыться каждому ребенку : кто-то показывает себя в большой роли, кто-то совсем крошечной; робкие, стеснительные дети могут проговорить свои слова хором (по два-три человека). В каждый утренник включаю инсценировки, привлекаю воспитателей играть роли, предназначенные для взрослых.
В вечернее время мы подбираем песни к спектаклям, прослушиваем с детьми музыкальные сказки, этюды, так как музыка активизирует фантазию ребенка, побуждает к творчеству, использованию выразительных движений. Поддерживаю инициативу импровизации на музыкальных инструментах: треугольниках, металлофоне, трещотке, ложках. Дети сами придумывают различные способы озвучивания-появления того или другого героя-приезд лошадки-ложки, колокольчики; самостоятельно подбирали музыкальные инструменты для героев сказки: зайке -барабан, мишке -бубен. Предлагаю по желанию исполнить сольные партии - песня мышке, лягушки, зайца, волка в театрализации «Теремка».
Ни о каких результатах не может быть и речи, если не создана соответствующая развивающая среда. Свою работу в данном направлении я начала с создания насыщенного театрального уголка. В моей работе родители-главные помощники. Я заразилась сама этой деятельностью и увлекла за собой родителей. С их помощью у нас появился кукольный театр с оригинальными куклами, пальчиковый театр, кистевые куклы, стаканчиковый театр, платковый театр, ростовые куклы, театр теней. Вязаные шапочки сказочных героев получились на славу. Так же родители принимали активное участие в изготовлении костюмов, декораций и атрибутов к нашим постановкам. Они присутствовали на репетициях, и даже участвовали в спектаклях.
Не маловажным для детей является самостоятельное изготовление атрибутов и декораций к сказкам. Дети с удовольствием этим занимаются не только на занятиях кружка, но и в свободной деятельности.
Обязательно развиваю представления о нравственных качествах: разбирали ситуации о правилах поведении зрителей на спектакле, где ребята учатся более точно выражать свое отношение к происходящему. Дети должны быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнение других героев. Считаю необходимым научить детей бережно относиться к театральному оборудованию.
Результаты моей работы:
- у детей появился устойчивый интерес к театрализованной деятельности;
-повысилась творческая активность, самостоятельность в выполнении заданий;
- проявилась эмоциональность, способность «вживаться» в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения;
-появилось умение чувствовать партнера, играть в коллективе сверстников;
-дети лучше знают и пересказывают сказки.
Работа по театрализованной деятельности позволила мне решить и многие педагогические задачи, касающиеся формирования интонационной выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Дети раскрепощаются, повышают свою познавательную и творческую активность
Таким образом, изучив современную психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театр в дошкольном возрасте занимает особое место в воспитательно -образовательном процессе. При организации игр - театрализации необходимы следующие условия: создание уголка театра в каждой возрастной группе, оснащение его разнообразными видами кукольного театра, владеть методикой организации и руководства данным видом деятельности, учитывать взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ.