Получи документы

Развитие познавательных интересов у детей посредством исследовательской деятельности

гульнара павлова
Развитие познавательных интересов у детей посредством исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». (В. А. Сухомлинский).

Активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских организаций согласуется с положениями ФГОСа. Детское экспериментирование позволяет включать дошкольников в осмысленную деятельность, в которой они сами могут обнаруживать новые свойства предметов, замечать их сходства и различия. Именно детское экспериментирование предоставляет дошкольникам возможность приобретать знания самостоятельно. В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Публикация «Развитие познавательных интересов у детей посредством исследовательской деятельности» размещена в разделах

Николай Николаевич Поддъяков указывает, что детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний. Исследовательская деятельность помогает развивать познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. Экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Формируются навыки совместной деятельности.

Тему для дальнейшей работы по самообразованию, я выбрала «Развитие познавательных интересов у детей, через познавательно - исследовательскую деятельность неживой природы».

Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу:

«Детство» (примерная общеобразовательная программа дошкольного образования). Изд. «Санкт-Петербург Детство-Пресс» 2014 г. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова

«Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г. З. Ф. Аксенова

«Войди в природу другом» изд. «Творческий центр»,

Журналы «Дошкольное воспитание». ФГОС к программе дошкольного образования настоятельно рекомендуют проектную и экспериментальную деятельность.

7. Н. Н. Нищева «Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ».

8. Е. Е. Крашеников, О. Л. Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников.

9. Марина Султанова «Простые опыты с водой», «Простые опыты с бумагой», «Простые опыты с воздухом», «Простые опыты с природным материалом».

Моя педагогическая работа по организации деятельности детского экспериментирования осуществляется на протяжении 1 года. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности я оборудовала уголок экспериментирования в нашей группе, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы. Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, любознательности, наблюдательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. Для осуществления опытно-экспериментальной деятельности с детьми в уголке собран материал «Методическая копилка педагога». В содержание уголка входит: зона «Песка и воды». Разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т. д. Различные крупы: соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики. Не все материалы находятся там одновременно. Также собрала методическую литературу. (Рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности; памятка о проведении занятия-экспериментирования; конспекты НОД по ознакомлению детей с природой в разных возрастных группах; картотека опытов; карточки-схемы; методическая литература и т. д.). Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. Это место, оснащенное специальным оборудованием, разнообразным материалом, где дети проводят самостоятельную и совместную с взрослыми исследовательскую деятельность. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Использовала в своей работе разные виды деятельности (вне занятий, в образовательной деятельности, в совместной деятельности - это чтение, рассматривание, проведение опытов, игры, разучивание, художественное творчество). Наряду с традиционными методами и приемами, использовала инновационные технологии воспитания дошкольников. В процессе экспериментирования применяла компьютерные средства обучения. В работе с родителями использовала традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, выразительное художественное чтение). Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста. Малыши – очень любознательный народ. Опыты и эксперименты они просто обожают. Детям все хочется потрогать, пощупать, рассмотреть и они, сами того не подозревая, проводят опыты с разными материалами и веществами, пытаясь узнать для себя что-то новое. Образовательную деятельность по детскому экспериментированию в детском саду начинала проводить с младшей группы. В младшей группе дети осваивали действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомила со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, льда, снега, солнечных лучей; снега; стекла. Об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др. В средней на 4-м и 5-м году жизни детей продолжается обогащение опыта детей по познанию окружающего мира. На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. Продолжила свою работу с детьми среднего возраста по блокам:

Сентябрь (вода)

-Беседа «Узнаем, какая вода».

Задачи: выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

-Экспериментирование: «Тонет-не тонет, «Легкий — тяжелый».

Задачи: показать, что предметы бывают легкие и

-Консультация для воспитателей «Оборудование для уголков экспериментирования по возрастным группам».

-Привлечение родителей для оформления уголка экспериментирования.

- Чтение стихотворение о воде.

- Игра «Ходят капельки по кругу».

-Аппликация «Подводный мир».

-Опыты с водой.

- Рекомендации для родителей «Экспериментируем дома с водой».

Октябрь (дерево, бумага, стекло).

-Беседа о свойствах:

-дерева (твёрдое, не ломается, лёгкое, не тонет,

-бумаги (мнётся, рвётся, размокает в воде, -стекло (бьётся, прозрачное, звенящее.).

Эксперименты:

-«Тонет - не тонет»,

-Пускание корабликов,

Опыты: «Волшебница бумага». «Со стеклом» Памятки о явлениях окружающего мира.

Ноябрь (песок)

-Беседа «О свойстве песка в различных состояниях (сухой, влажный, мокрый).

-Эксперименты с песком «Сыпем, рисуем»,

-Опыт «Песочные струйки».

-Разучивание стихотворения М. Ершова «Песочница».

КВН «Песочные часы».

-НОД «Лаборатория волшебства и чудес».

Консультация «Игры с п е с к о м. Э т о интересно

Декабрь (снег)

-Беседа «Снег и его свойства». Формировать представление о том, что снег это замерзшая вода.

- Наблюдение за снежинками, рассматривание в лупу. -Рисование «Снег, снег кружится…»

-Разучивание «Снег, снег кружится, белая вся улица…».

-Выпуск фотоальбома «Снег - снежок».

-Консультация на тему: «Развитие познавательно исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

-Выставка рисунков взрослых «Зимние пейзажи».

Январь (лёд)

-Беседа «Свойства льда» (холодный, гладкий).

Консультация «Лед – это тоже вода».

-Консультация для родителей: “Как -Изготовление цветных льдинок. Задачи: П о з н а ком и т ь с тем, что вода замерзает на х о л о д е, ч т о в н е й растворяется краска. научить ребенка исследовать?”

- Экскурсия на площадь ледовых скульптур.

Февраль (ветер)

-Как рождается ветер. Познакомить с природным явлением – ветром.

- Игра с вертушками, ленточками.

- Запускаем бумажные самолетики на участке.

-Подборка книг со сказками о ветре.

- Изготовление вертушек.

- Установление флюгера на участке.

Март (солнышко)

-Беседа «Показать важное свойство солнечных лучей – давать жизнь в природе».

-Разучивание потешки «Солнышко - вёдрышко».

- И г р а «С о л н е ч н ы е зайчики».

Драматизация сказки «Заюшкина избушка».

-Солнечная карусель выставка рисунков.

Апрель (почва)

- Б е с е д а «Д л я р о с т а растению необходимо тепло, почва, влага».

- Наблюдение за ростом растений на «огороде на подоконнике». - Рассмотреть под лупой почву (чернозем, песок). - Показать схему роста растений в мнемотехнике.

Оформить папку на тему «Мы – исследователи».

-Трансляция результатов проектирования родителям (фотовыставка).

Май (воздух)

-Беседа «Воздух – невидимка». Расширить представления детей о свойствах воздуха.

-Д/игра «Что в пакете?» Задачи: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

- И г р ы с в о з д у ш н ы м шариком и соломинкой. Задачи: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

-Экспериментирование «Ветер по морю гуляет» Задачи: Обнаружить воздух.

Провести опытно - экспериментальную деятельность «Как увидеть воздух. Как услышать воздух».

-Анкетирование родителей «Чем занят ребенок дома?»

Развитие осуществляется планомерно на достаточно высоком уровне. Результатами работы явились позитивные сдвиги в познавательном развитии дошкольников, в том числе повысилась поисковая активность. Экспериментальная деятельность оказывает существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т. к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей. В следующем учебном году планирую продолжить работу по данной теме. Анализируя все вышеизложенное можно сделать вывод о том, что новое усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», и «почему?».

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Развитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехникуРазвитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы) В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных интересов у детей посредством исследовательской деятельности
Опубликовано: 20 декабря 2022 в 10:03
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательных интересов у детей посредством исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем гульнара павлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД