гульнара павлова
Развитие познавательных интересов у детей посредством исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». (В. А. Сухомлинский).
Активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских организаций согласуется с положениями ФГОСа. Детское экспериментирование позволяет включать дошкольников в осмысленную деятельность, в которой они сами могут обнаруживать новые свойства предметов, замечать их сходства и различия. Именно детское экспериментирование предоставляет дошкольникам возможность приобретать знания самостоятельно. В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Николай Николаевич Поддъяков указывает, что детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний. Исследовательская деятельность помогает развивать познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. Экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Формируются навыки совместной деятельности.
Тему для дальнейшей работы по самообразованию, я выбрала «Развитие познавательных интересов у детей, через познавательно - исследовательскую деятельность неживой природы».
Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу:
«Детство» (примерная общеобразовательная программа дошкольного образования). Изд. «Санкт-Петербург Детство-Пресс» 2014 г. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова
«Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г. З. Ф. Аксенова
«Войди в природу другом» изд. «Творческий центр»,
Журналы «Дошкольное воспитание». ФГОС к программе дошкольного образования настоятельно рекомендуют проектную и экспериментальную деятельность.
7. Н. Н. Нищева «Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ».
8. Е. Е. Крашеников, О. Л. Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников.
9. Марина Султанова «Простые опыты с водой», «Простые опыты с бумагой», «Простые опыты с воздухом», «Простые опыты с природным материалом».
Моя педагогическая работа по организации деятельности детского экспериментирования осуществляется на протяжении 1 года. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности я оборудовала уголок экспериментирования в нашей группе, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы. Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, любознательности, наблюдательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. Для осуществления опытно-экспериментальной деятельности с детьми в уголке собран материал «Методическая копилка педагога». В содержание уголка входит: зона «Песка и воды». Разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т. д. Различные крупы: соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики. Не все материалы находятся там одновременно. Также собрала методическую литературу. (Рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности; памятка о проведении занятия-экспериментирования; конспекты НОД по ознакомлению детей с природой в разных возрастных группах; картотека опытов; карточки-схемы; методическая литература и т. д.). Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. Это место, оснащенное специальным оборудованием, разнообразным материалом, где дети проводят самостоятельную и совместную с взрослыми исследовательскую деятельность. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Использовала в своей работе разные виды деятельности (вне занятий, в образовательной деятельности, в совместной деятельности - это чтение, рассматривание, проведение опытов, игры, разучивание, художественное творчество). Наряду с традиционными методами и приемами, использовала инновационные технологии воспитания дошкольников. В процессе экспериментирования применяла компьютерные средства обучения. В работе с родителями использовала традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, выразительное художественное чтение). Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста. Малыши – очень любознательный народ. Опыты и эксперименты они просто обожают. Детям все хочется потрогать, пощупать, рассмотреть и они, сами того не подозревая, проводят опыты с разными материалами и веществами, пытаясь узнать для себя что-то новое. Образовательную деятельность по детскому экспериментированию в детском саду начинала проводить с младшей группы. В младшей группе дети осваивали действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомила со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, льда, снега, солнечных лучей; снега; стекла. Об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др. В средней на 4-м и 5-м году жизни детей продолжается обогащение опыта детей по познанию окружающего мира. На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. Продолжила свою работу с детьми среднего возраста по блокам:
Сентябрь (вода)
-Беседа «Узнаем, какая вода».
Задачи: выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.
-Экспериментирование: «Тонет-не тонет, «Легкий — тяжелый».
Задачи: показать, что предметы бывают легкие и
-Консультация для воспитателей «Оборудование для уголков экспериментирования по возрастным группам».
-Привлечение родителей для оформления уголка экспериментирования.
- Чтение стихотворение о воде.
- Игра «Ходят капельки по кругу».
-Аппликация «Подводный мир».
-Опыты с водой.
- Рекомендации для родителей «Экспериментируем дома с водой».
Октябрь (дерево, бумага, стекло).
-Беседа о свойствах:
-дерева (твёрдое, не ломается, лёгкое, не тонет,
-бумаги (мнётся, рвётся, размокает в воде, -стекло (бьётся, прозрачное, звенящее.).
Эксперименты:
-«Тонет - не тонет»,
-Пускание корабликов,
Опыты: «Волшебница бумага». «Со стеклом» Памятки о явлениях окружающего мира.
Ноябрь (песок)
-Беседа «О свойстве песка в различных состояниях (сухой, влажный, мокрый).
-Эксперименты с песком «Сыпем, рисуем»,
-Опыт «Песочные струйки».
-Разучивание стихотворения М. Ершова «Песочница».
КВН «Песочные часы».
-НОД «Лаборатория волшебства и чудес».
Консультация «Игры с п е с к о м. Э т о интересно!»
Декабрь (снег)
-Беседа «Снег и его свойства». Формировать представление о том, что снег это замерзшая вода.
- Наблюдение за снежинками, рассматривание в лупу. -Рисование «Снег, снег кружится…»
-Разучивание «Снег, снег кружится, белая вся улица…».
-Выпуск фотоальбома «Снег - снежок».
-Консультация на тему: «Развитие познавательно исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
-Выставка рисунков взрослых «Зимние пейзажи».
Январь (лёд)
-Беседа «Свойства льда» (холодный, гладкий).
Консультация «Лед – это тоже вода».
-Консультация для родителей: “Как -Изготовление цветных льдинок. Задачи: П о з н а ком и т ь с тем, что вода замерзает на х о л о д е, ч т о в н е й растворяется краска. научить ребенка исследовать?”
- Экскурсия на площадь ледовых скульптур.
Февраль (ветер)
-Как рождается ветер. Познакомить с природным явлением – ветром.
- Игра с вертушками, ленточками.
- Запускаем бумажные самолетики на участке.
-Подборка книг со сказками о ветре.
- Изготовление вертушек.
- Установление флюгера на участке.
Март (солнышко)
-Беседа «Показать важное свойство солнечных лучей – давать жизнь в природе».
-Разучивание потешки «Солнышко - вёдрышко».
- И г р а «С о л н е ч н ы е зайчики».
Драматизация сказки «Заюшкина избушка».
-Солнечная карусель выставка рисунков.
Апрель (почва)
- Б е с е д а «Д л я р о с т а растению необходимо тепло, почва, влага».
- Наблюдение за ростом растений на «огороде на подоконнике». - Рассмотреть под лупой почву (чернозем, песок). - Показать схему роста растений в мнемотехнике.
Оформить папку на тему «Мы – исследователи».
-Трансляция результатов проектирования родителям (фотовыставка).
Май (воздух)
-Беседа «Воздух – невидимка». Расширить представления детей о свойствах воздуха.
-Д/игра «Что в пакете?» Задачи: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
- И г р ы с в о з д у ш н ы м шариком и соломинкой. Задачи: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
-Экспериментирование «Ветер по морю гуляет» Задачи: Обнаружить воздух.
Провести опытно - экспериментальную деятельность «Как увидеть воздух. Как услышать воздух».
-Анкетирование родителей «Чем занят ребенок дома?»
Развитие осуществляется планомерно на достаточно высоком уровне. Результатами работы явились позитивные сдвиги в познавательном развитии дошкольников, в том числе повысилась поисковая активность. Экспериментальная деятельность оказывает существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т. к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей. В следующем учебном году планирую продолжить работу по данной теме. Анализируя все вышеизложенное можно сделать вывод о том, что новое усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», и «почему?».