Лариса Тихомирова
Развитие познавательной сферы у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной сферы у детей дошкольного возраста
На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью,
огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Давно не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений,
Публикация «Развитие познавательной сферы у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем
больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов
действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и
продуктивнее при других равных условиях будет его творческая,
исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной
психологической науки Л. С. Выгодский.
Под познавательным развитием понимают совокупность врожденных и приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности.
В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:
1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.
2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
Познавательно–исследовательская деятельность зарождается в раннем
детстве. Когда ребенок экспериментирует с предметами окружения, вещами,
характеризуя и выделяя их признаки.
Уже к старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская
деятельность становится одной из ведущих. Ребенок пытается понять, как
устроены вещи, узнать новое о мире, социуме. Старается упорядочить свои
представления.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника
проявляется в виде, так называемого детского экспериментирования с
предметами, а также в виде вербального исследования вопросов, которые
ребенок часто задает взрослым (почему, зачем, как)
В процессе познания окружающей действительности детей дошкольного возраста можно выделить следующие этапы:
Первый этап - любопытство.
Ребенок исследует с любопытством окружающую действительность.
Леонтьев А. Н. отметил, что ребенок появляется на свет, уже обладая
определенными задатками, с «готовностью воспринимать мир» и «способностью
приобретать человеческие способности».
Особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников
является увеличение его осмысленности. Дети выделяют только интересные,
значимые и необычные для них объекты. Что способствует развитию
любознательности и дает толчок к возникновению исследовательской
деятельности.
Значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего мира
приобретает наглядно-образное мышление и воображение.
На четвертом этапе ребенок использует разные (приобретенные) способы
действий, начинает ориентироваться на процесс и на конечный результат. У
ребенка формируется механизм прогнозирования, он учится предвидеть
результат своей деятельности.
Пятый этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что
главным мотивом действительности выступает познавательный, а не
практический. Ребенок выполняет эту деятельность потому, что ему «это очень
интересно».
Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности
и способности мыслить, преодолевать трудности при решении разных задач.
Следуя из вышесказанного, эта работа по познавательному развитию должна
вестись комплексно.
Все виды деятельности способствуют развитию основных познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления. По сравнению с дошкольным возрастом качественно меняется содержание этих процессов и их форма.
Условия и факторы, влияющие на развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста.
Одним из важнейших факторов развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста является создание условий, способствующих формированию их способностей.
Первым шагом к успешному развитию способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.
Третье условие эффективного развития способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.
Четвертое условие успешного развития способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д.
Пятое условие успешного развития творческих способностей предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
Шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Воспитание способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.