Светлана Перепечаева
Развитие познавательной деятельности детей раннего возраста посредством игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Перепечаева Светлана Николаевна
ГБОУ школа интернат г. о. Отрадный Самарской области, педагог – психолог Службы ранней диагностики и коррекции развития детей до 3лет
АННОТАЦИЯ
Публикация «Развитие познавательной деятельности детей раннего возраста посредством игровых технологий» размещена в разделах
Данная статья раскрывает возрастные особенности детей раннего возраста, важность игровой технологии в познавательной деятельности ребенка, а также виды педагогических игр с детьми данной возрастной категории из опыта работы специалистов Службы ранней помощи г. о. Отрадный Самарской области.
Не секрет, что ранний возраст играет особую роль в интеллектуальном развитии ребенка. Формируется первичный образ мира, малыш начинает осознавать себя и свое место в нем. Складываются первые человеческие качества, которые в будущем станут фундаментом его характера.
Почему же так важен период раннего детства? Да потому, что именно в этот период происходят существенные изменения, ребенок начинает самостоятельно ползать, ходить, знакомясь при этом со многими еще неизвестными предметами. И он не просто осматривает их, он их трогает, пробует на вкус, и все это откладывается в его памяти. И уже через некоторые время он прекрасно будет отличать друг от друга недавно изученные предметы, потому что он запомнил их и зрительно, и на ощупь, и на вкус. Главная задача взрослых, не мешать малышу в изучении мира, а ведь некоторые родители буквально следуют по пятам ребенка, пытаясь защитить его от всего опасного и страшного в их понимании. Но, тогда как ребенок впоследствии поймет, что это опасно?
Ранний возраст является уникальным и значимым периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в образовательной деятельности, а в ведущей и главной деятельности детей раннего возраста - в игре.
Для детей игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания.
В игре ребенок делает открытие того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у детей раннего возраста необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством развития, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, взрослый воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Начальный этап игровой деятельности – это ознакомительные действия с предметом - игрушкой по мотиву, заданному ребенку взрослым. Ее содержание составляют действия – манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.
Эта деятельность весьма скоро меняет свое содержание: обследование направленно теперь на выявление особенностей предмета и поэтому перерастает в ориентировочные действия – операции.
Следующий этап игровой деятельности получил название отобразительной игры: для нее характерны действия, направленные на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного результата. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры детей раннего возраста.
Для детей дошкольного возраста игра служит в последствии накоплением опыта не только в предметно-познавательной, но и в коммуникативной деятельности
Поэтому основная задача взрослых в период детства – обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей.
Я хотела бы поподробнее остановиться, как раз на тех игровых технологиях, которые способствуют стимуляции развития детей.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий и реализуются в соответствии со следующими принципами:
-принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
-принцип доступности обучения;
-принцип систематичности и последовательности;
-принцип связи и обучения с жизнью и практикой;
-принцип педагогической поддержки.
Цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Её задачи:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Естественно, что ключевой момент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Значение игры велико, оно:
- активизирует детей;
- повышает познавательный интерес;
- Вызывает эмоциональный подъем;
- способствует развитию творческого мышления;
- максимально концентрирует время занятий за счет четко сформулированных условий;
- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровой деятельности за счет усложнения и упрощения задач.
В нашей службе занятия проводятся с детьми, имеющими проблемы в развитии. Как известно, такие детки очень плохо адаптируются и с трудом усваивают и впоследствии применяют различные навыки и способности.
Поэтому основное направление в нашей коррекционной работе отдано игре.
Все игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игра помогает детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, малыши быстрее адаптируются и легче усваивают материал любой сложности
Виды педагогических игр разнообразны. Они могут различаться:
1. По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентированные и т. д. ;
2. По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
3. По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами устанавливаемыми по ходу игры, игры, где одна часть правил задана условиями игры, и устанавливается в зависимости от ее хода.
4. По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
5. По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссерские и т. д.
В своей работе с детьми раннего возраста мы используем все виды игр, адаптируя их на возраст и психологические особенности малышей.
Например:
1. Игры в парах — способствуют становлению субъектного эмоционального — положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении («Прогулка в парах», «По узенькой дорожке», «Ай-да» и др.).
2. Совместные игры с несколькими партнёрами — эти игры помогают детям пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально — практическое взаимодействие с группой сверстников («Паровозик», «Лиса и зайцы», «Птички в гнёздышках», «У медведя во бору» и др.).
3. Пальчиковые игры — дети подражают взрослому, друг другу («Замок», «Пальчики попляшут», «Пальчики здороваются», и т. д.).
4. Хороводные игры — созданы по образцу народных игр и построены на основе сочетания простых повторяющихся движений и физических контактов участников («Каравай», «Раздувайся пузырь», «Карусели» и т. д.).
5. Совместные игры с предметами — помогают ребенку видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре («Катаем мячики», «Игры с резиновыми игрушками» и т. д.).
6. Игры с правилами — в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью («Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши» и т. д.).
7. Словесные игры - это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи:описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. («Когда это бывает?», «Кто как кричит», «Мишка косолапый», «Зайка беленький» и т. д.).
8. Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", «Парные картинки». С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения.
9. Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости. («Мозаика», тактильные пособия, шнуровки и т. д.)
10. Музыкально-ритмические игры ориентированы на подражательные действия, активизацию двигательной активности и эмоционального отношения к происходящему (движения под музыку, подпевки, игра на ложках, бубнах, маракасах, барабанах, колокольчики, свистульки и т. д.).
11. Игры с природными массажерамиразвивают мелкую моторику рук, формируют согласованные движения, способствуют развитию межполушарного взаимодействия и благоприятно воздействуют на психику («Бульки», «Песочные замки», упражнения с крупой, камнями, ракушками, шишками, желудями, каштанами, орехами, деревянными чурочками).
12. Арт-терапевтические игры формируют у малышей творческое воображение, фантазию, учат доводить начатое до конца и получать какой-то продукт своей деятельности (рисование, аппликация, лепка из пластилина, теста, элементы декупажа).
13. Подвижные игры совершенствуют общие движения, координацию и равновесие, укрепляют физическое здоровье и иммунитет (бег, прыжки, ползания, упражнения с мягкими модулями и в спортивной зоне).
Все вышеперечисленные игры способствуют развитию общения детей со сверстниками, они безболезненно привыкают к новой среде и раскрывают свои положительные качества и потенциальные возможности. Таким образом, дети, бывшие пассивными наблюдателями, постепенно включаются в занятия и на удивление родителям «меняются на глазах», повторяя дома все, чему научились у нас.
После проведения занятий мы проводим мониторинг тех показателей, которые смотрели при приеме детей. Это уровень адаптации, умение взаимодействовать с окружающими, усвоение нового материала, уровень запоминания и умение переносить полученные навыки в жизнь. Как показывают результаты диагностики и анкетирование родителей, все показатели улучшились. Мы уверены, что наши малыши комфортно пройдут адаптацию в дошкольных учреждениях и смогут добывать новые знания легко и с удовольствием!
Список литературы
1. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности», Мозаика-Синтез, 2008.
2. Данилова Л. «Обучение с пеленок», ИД «Нева», 2004.
3. Кеттманн С. «2000 развивающих игр и экспериментов для детей», Попурри, 2005.
4. ПогудкинаИ. С. «Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет», Книголюб, 2006.
5. Стребелева, Е. А. МишинаГ. А. «Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии», Полиграф сервис, 2002.
6. www.fisher-price.com«Развитие вашего ребенка через игру».