Татьяна Лузгина
Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
«Родное слово является основой всякого умственного
развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно
заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».
К. Д. Ушинский.
В наш век, когда родителя постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А формирование речи ребенка, прежде всего, происходит в постоянном общении со взрослыми.
Публикация «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.
Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться постоянно, а также звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
В связи с этим цель моего доклада : формирование активной речи детей раннего возраста посредством игровых технологий.
Задачи: - Развитие понимания речи, накопление, обогащение и активизация словаря ребенка
- Активное включение ребенка в общение с взрослым всеми доступными (неречевыми и речевыми) средствами
- Способствование формированию грамматического строя речи и развитию звуковой культуры.
- Расширение активного и пассивного словаря
До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь. Некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка. К концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до 1500 слов. В этот период в речи малыша появляются предложения. Правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать и это качество можно и нужно использовать в обучении.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Значение игровых технологий в работе с детьми достаточно велико:
- расширяется словарный запас и развивается связная речь;
- повышается уровень самоконтроля за собственной речью;
- игровые технологии,обладая развивающими характеристиками, влияют на развитие всех познавательных процессов.
Работу по развитию речи с использованием игровых технологий провожу :
- в процессе непосредственно образовательной деятельности;
- в совместной деятельности воспитателя с ребенком, осуществляемых в ходе режимных моментов;
- в самостоятельной деятельности детей, учитывая что успешность зависит от создания условий, предметно-развивающей среды, соответствующей данной теме.
В своей работе я использую различные приемы и методы игровых технологий для формирования активной речи детей раннего возраста.
В своей работе с детьми с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции применяю игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата. Для этого использую специально подобранную картотеку артикуляционных и дыхательных упражнений. Это является здоровьесберегающей технологией.
Одним из методов игровых технологий детей,применяемых мною, является развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как прием работы с детьми применимы во всех возрастных группах.
Одним из активизирующих методов игровых технологий, используемых мною в работе, являются настольно-печатные игры. Они позволяют побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя, пополняя таким образом свой словарный запас; в процессе игры активизируется речь малышей; закрепляется правильное произношение звуков.
В своей деятельности я использую подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие речи детей. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.
Для достижения поставленной цели и повышения компетентности родителей в сфере развития речи детей раннего возраста проводится следующая работа:
- оформляются папки-передвижки
- памятки в родительский уголок
- проводятся индивидуальные беседы с родителями.
- запланировано родительское собрание с элементами практикума на тему : «Развитие речи детей 2-3 лет».
В начале года проводилась диагностика речевого развития детей группы.
По итогам диагностики, проведенной на конец года, прослеживается положительная динамика.
Принимая во внимание положительный результат диагностики, мною было принято решение так же плодотворно продолжать работу в заданном направлении.
Спасибо за внимание!