Мельникова Лариса Леонидовна
Развитие познавательной активности у дошкольника
▼ Скачать
Развитие познавательной активности у дошкольника.
Познание способно обеспечить дошкольнику спокойную, уверенную и содержательную жизнь, наполненную открытиями. В процессе познавательного развития накапливаются представления об окружающем. Ребёнок систематизирует информацию посредством установления различных связей и зависимостей, активно развивается его мышление. Открытие мира — любимое занятие ребёнка-дошкольника.
Публикация «Развитие познавательной активности у дошкольника» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
В этот период ребёнок наиболее остро реагирует на новое. Особая чувствительность детского организма, позволяет ребёнку в период дошкольного детства довольно быстро усваивать и перерабатывать огромный по объёму поток информации. Благодаря природной любознательности дошкольник исследует окружающее, постигает свойства и назначение предметов, пытается связывать разрозненные факты и явления в целостную картину мира.
На всех этапах развития ребёнок воспринимает представления об окружающем, общаясь со взрослыми и детьми. Часто дошкольник не довольствуется готовыми знаниями, а стремится докопаться до истины, проявить самостоятельность. Как к этому относиться? Одобрять! Ребёнок интуитивно препятствует навязыванию готовых, а значит, не осознаваемых знаний, которые могут усвоиться только формально, а применять он их сможет лишь в знакомой ему ситуации. Именно поэтому необходимо всемерно поддерживать пытливость ребёнка, пробуждать его познавательный интерес и активность.
Кто же поддерживает, пробуждает и активизирует ребёнка в его познавательных порывах? Конечно, взрослые, педагоги. И огромное значение в развивающем потенциале жизни ребёнка играет прежде всего его семья.
Способствуя познавательному развитию, важно помнить следующее:
- познавательные возможности ребёнка определяются уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи, которые совершенствуются на протяжении дошкольного детства, если создаются для этого условия;
- развитие познавательной активности и самостоятельности, соответствующих личностных качеств ребёнка осуществляется в разнообразных формах взаимодействия с ним взрослого;
• огромное значение в познавательном развитии имеет деятельность самого ребёнка (игровая, познавательно-исследовательская, конструктивная, продуктивная);
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, развитие сенсорной культуры, культуры познания и интеллектуальной активности обеспечивается в результате интеграции познания с различными содержаниями и видами деятельности ребёнка.
Как взрослые могут способствовать познавательному развитию дошкольника? Прежде всего необходимо поддерживать возникающий у ребёнка интерес к чему-либо. Не торопитесь давать ему готовые ответы, а терпеливо направляйте его на самостоятельный поиск решения, стимулируйте у него познавательные потребности, побуждайте к наблюдению, поощряйте любознательность, инициативу, внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и поощряйте его достижения. Казалось бы, простые педагогические истины. Но они требуют от родителей большого терпения, внимания, времени, любви, уважения интересов ребёнка и его права на ошибку, умения быть для него интересным партнёром.
Объективным показателем развития любознательности ребёнка становятся его вопросы познавательного характера к взрослому: кто это, что это, зачем, почему не похоже на., как это действует., что будет, если., правда, что. и. Родителям целесообразно понаблюдать, задаёт ли ребёнок познавательные вопросы, как часто, остаются ли они риторическими или ребёнок добивается ответа. Отвечать на вопросы малыша можно и нужно по-разному. Вариантов много. Самый популярный среди родителей вариант — кратко и доступно объяснить интересующие ребёнка факты. Например, названия дней недели, месяцев и сезонов, последовательность и условия роста растения, движение самолёта.
Иногда в поисках ответов на вопросы потребуются специально созданные условия — проведение опыта или эксперимента, чтобы ускорить наблюдаемые процессы. Взрослый должен не только позаботиться о безопасности, но и объяснить ребёнку правила взаимодействия с материалами, предметами, объектами окружающего, предостеречь от неверных действий. Например, на вопрос ребёнка, почему нельзя лизать снег и сосульки, можно предложить ему провести эксперимент со снегом (льдом) и самому ответить на вопрос. Для этого на прогулке надо выбрать внешне наиболее чистый снег, зафиксировать на этом внимание ребёнка, описать наблюдаемое словами: снег искрится, кажется абсолютно белым. Принести снег домой, выложить его в глубокую тарелку и поставить в тёплое место. Когда снег растает окончательно, рассмотреть получившуюся воду, обратить внимание ребёнка на появившийся в ней грязный осадок. Помочь ребёнку сделать вывод, ответив на вопрос, почему же не следует лизать снег (лёд, хотя он кажется таким белым и чистым.
Внимательное отношение родителей к вопросам детей позволит направлять и обогащать их познавательное развитие