Ольга Смоляр
Развитие познавательной активности и любознательности у детей младшего дошкольного возраста в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу поделиться опытом работы нашего ДОУ по познавательному развитию младшего дошкольного возраста.
Познавательное развитие детей – одно из важнейших направлений в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Познавательная направленность перерастает в познавательную активность, т. е. состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности. Она проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Познавательное развитие дошкольников реализуется в ДОУ по таким основным направлениям как ознакомление с окружающим миром, конструирование, развитие математических представлений.
Публикация «Развитие познавательной активности и любознательности у детей младшего дошкольного возраста в условиях ФГОС» размещена в разделах
Особое внимание мы уделяем оформлению уголка природы. Здесь размещен календарь погоды, муляжи овощей и фруктов, представлены комнатные растения, всевозможные поделки из природного материала, инвентарь для ухода за растениями. Уголок оснащен всеми необходимыми материалами и оборудованием, способствующими экологическому воспитанию и образованию детей. Совместно с детьми мы организуем действия с различными объектами: мокрым и сухим песком, проводим опыты с водой (рассматриваем различные состояния воды). Ведем календарь погоды – после прогулки совместно с детьми находим картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Осуществляем с детьми уход за комнатными растениями. Дети учатся правильно держать лейку, аккуратно производить полив из лейки. Таким образом, мы знакомим детей с природой, воспитываем бережное отношение к ней.
Познавательная активность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, что позволяет развивать такие качества как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению. Такие качества проявляются в конструктивной деятельности. Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел; также развивает мелкую моторику пальцев рук. Наш уголок конструирования оснащен всеми необходимыми материалами для творчества. Мы закупили современные конструкторы LEGO – незаменимый материал для конструирования. LEGO способствует развитию двигательных навыков и мелкой моторики, также прекрасно развивает структурно-логическое мышление, необходимое для построения объемных конструкций. LEGO-технология интересна еще и тем, что объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Также в уголке имеются деревянные наборы с деталями различных форм и размеров, мягкие модули, бросовый материал – цилиндры, кубики, брусочки.
Огромную роль в познавательном развитии младшего дошкольного возраста играет математика. Математическое развитие дошкольников – это качественные изменения форм их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями. Следовательно, необходимо развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Создавая уголок занимательной математики, мы исходили из принципа доступности игр детям в данном возрасте. Помещаем в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых возможно на разном уровне. В течение года, по мере освоения игр, заменяем одни игры на другие, расширяем ассортимент, внося новые, более сложные игры.
Математическая игротека – это самое оживленное место в группе. В уголке имеются мозаика, сборные игрушки, пирамидки, шнуровки, лото и другие настольно-печатные игры, комплекты геометрических фигур, счетные материалы, т. е. все то, что способствует развитию познавательной активности и стремления к самостоятельному познанию.
Важное место в развитии любознательности и познавательной активности занимает участие родителей. Каждый год в нашем детском саду проходят тематические выставки и конкурсы. Недавно завершилась выставка «Дары осени». Главной целью этой выставки было объединить родителей и детей в совместной продуктивной деятельности. Можно судить по фото насколько наши дети и их родители талантливы, какой у них творческий подход и неиссякаемая фантазия! Было изготовлено множество поделок, которые отличаются разнообразием используемого материала, техникой исполнения (аппликация, моделирование, поделки из овощей и фруктов). Мы все знаем, что совместное творчество родителей и детей сближает их, помогает ребенку ощутить свою значимость. И наконец, это богатый познавательный опыт совместного творческого труда.
В нашем детском саду созданы все условия для полноценного развития познавательной активности и любознательности детей. Работа, начатая в младшем дошкольном возрасте, является фундаментом и основой для дальнейшей деятельности по познавательному развитию. Материалы и оборудование уголков усложняются. Развивающая предметно-пространственная среда становится более богатой и разнообразной. Она включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям, а ведь именно это и лежит в основе обучения, дальнейшего познания и исследования окружающего мира.