Получи документы

Исследовательская деятельность как источник познавательной активности детей в условиях ФГОС

Демидова Елена
Исследовательская деятельность как источник познавательной активности детей в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Исследовательская деятельность как источник познавательной активности детей в условиях ФГОС».

Цель современного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его развития, самопознания и самоутверждения в этом мире.

Интеллектуальное развитие личности – это фактически реализация права ребенка быть умным. Нарушение этого права слишком дорого обходится как самому ребенку, так и обществу в целом. Нельзя не согласиться с В. А. Сухомлинским, который писал, что «….невежда опасен для общества, он не может быть счастлив сам и причиняет вред другим.».

Публикация «Исследовательская деятельность как источник познавательной активности детей в условиях ФГОС» размещена в разделах

По мнению ученых, к 8 годам ребенок достигает 80% своих умственных возможностей. Отсюда становится очевидным, с какой ответственностью должен подходить педагог детского сада к организации и содержанию выбора дошкольного образования, что бы обеспечить своевременное интеллектуальное развитие ребенка.

В соответствии с ФГОС ДО, познавательно - исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.

Как известно, акцент в дошкольном образовании перенесен с усвоения конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческое применение в определенной жизненной, учебной (игровой) ситуации.

В процессе формирования у детей дошкольного возраста интеллектуально-познавательных умений мы решаем, в первую очередь, следующие задачи:

• Обучаем детей системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов.

• Формируем умение сравнивать, группировать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы.

Это во многом будет определять успешное обучение ребенка в его дальнейшей жизни и учебе. Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога и самостоятельно добывать информацию, и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

Этапы формирования интеллектуальных умений дошкольников на основе элементарной исследовательской деятельности:

I этап (3-4 года) – обучение способам сенсорного обследования и элементарным приемам сравнения предметов и объектов ближайшего окружения на основе практических действий, формирование представлений о сенсорных эталонах.

II этап (4-6 лет) – целенаправленное обучение приемам сравнения и группировки, когда дети овладевают следующими умениями:

Выделять признаки и свойства объекта на основе сопоставления с другими объектами.

Определять общие и отличительные признаки и свойства сравниваемых объектов.

Отличать существенные и несущественные признаки предмета (объекта)

Определять принадлежность конкретного объекта к тому или иному заданному классу, и наоборот, рассматривать заданное через цепь единичных предметов.

Объединять предметы на основе выделенных общих признаков и называть образованную группу соответствующим именем (так называемое опережающее обобщение, без применения практических действий) .

III этап (6-7 лет) – развитие познавательной инициативы ребенка, умения группировать, классифицировать, обобщать предметы, объекты и явления, анализировать полученную информацию, делать элементарные выводы посредством: умения распределять предметы, объекты по классам на основе установления элементарных родовидовых, причинно-следственных, пространственных и временных отношений, классификации и систематизации на уровне символического действия на основе схем, символов, моделей, карт, знаковых систем (цифр и букв) .

К 6-7 годам очень важен этот переход от классификации и систематизации на уровне практического действия к уровню символического действия на основе схем, символов, моделей, знаковых систем, так как это является показателем формирования наглядно-образного и логического мышления.

Работа включает в себя преимущественно экспериментальную деятельность, развитие практического опыта, умение исследовать, самостоятельно добывать новые сведения об окружающем мире, делать выводы и умозаключения на основе полученных знаний. Подготовительная группа - этап опытно-исследовательской деятельности.

Правила безопасности при экспериментировании.

Необходимо предупредить детей о том, что нужно соблюдать технику безопасности для того, чтобы не причинить вреда себе и окружающим. Эти правила выглядят так:

• Проводить опыты только в присутствии воспитателя.

• Начинать опыт только с разрешения. Если хочешь что-то сделать, сначала спроси.

• Материалы сыпучие брать только ложкой.

• При проведении опыта не трогать глаза, лицо руками.

• Нельзя вещества и предметы, с которыми проводится эксперимент, пробовать на вкус, брать в рот.

• Любая исследовательская работа должна всегда начинаться с повторения правил безопасности.

Формы работы исследовательской деятельности.

1 Разработка и мониторинг уровня развития детей, цель - фиксировать личностный рост и объем полученных умений.

2. Использование центра «Исследователь», пополнение его в соответствии с потребностями работы кружка «Момент радужных открытий». Пополнение других центров группы материалами для мотивации детей к исследованию: игровой центр - развивающие игры и упражнения; литературный центр - энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы, книги по интересам Обеспечение безопасности и доступности материалов.

«Экстепиментальная деятельность» - опыты с использованием оборудования: лупы, компасы, микроскоп, различный природный материал, сыпучие вещества и др. ;

3. Включение познавательно-исследовательской деятельности в воспитательно-образовательный процесс ДОУ через экспериментирование, коллекционирование, путешествия по реке времени и другие формы работы. Использование методов и приемов организации исследовательской деятельности: наблюдения; беседы; опыты; дидактические игры, моделирование ситуаций; трудовые поручения.

4. Кружковая работа «Момент радужных открытий».

5. Открытая образовательная деятельность.

6Анкетирование родителей о важности исследовательской деятельности детей

7. Консультации для родителей (например: «Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию).

Примерные темы исследовательской деятельности.

Старшая группа: «Добрым быть хорошо», «Чтобы глазки были здоровы», «Волшебство красок», «Льдинка,капелька,снежинка», «Кто живет в норе?», «Крошка-картошка», «Рыбное царство –аквариумное государство», «Для чего нужна бумага», «Числа в сказках», «Порхающие цветы», «Путешествие семечки», «Я увидел свысока простого червяка», «Откуда берется мед? И т. д.

Подготовительная группа: «Ветер невидимка», «Песочная терапия», «Магнит и его свойства», «Секреты мыльных пузырей», «Что, откуда и куда (закон сохранения вещества)», «Вата-дерево-металл», «Вода соленая и пресная», «Что может воздушный шарик (резина,вода и воздух)», «Вулканы», «Простые механизмы», «Дорисуй. Фокусы фантазии» и т. д.

Список литературы.

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.

2. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей ДОУ//Авт. -сост. Аджи А. В -Воронеж: ТЦ»Учитель»,2006.

3. Комплексные занимательные занятия/авт. - сост. Ю. А. Вакуленко. – Волгоград : Учитель, 2009.

4. Кайе В. А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8лет. -М. : ТЦ «Сфера», 2008.

5. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2008.

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под ред. Л. Н. Прохоровой-М:АРКТИ,2008

7. ФГОС ДО. – М: УЦ Перспектива, 2014.

Публикации по теме:

«Исследовательская деятельность как способ мотивации познавательной активности старших дошкольников» — методики Савенкова А. И.«Исследовательская деятельность как способ мотивации познавательной активности старших дошкольников» — методики Савенкова А. И. «Исследовательская деятельность как способ мотивации познавательной активности старших дошкольников» (с использованием методик Савенкова.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Доклад по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».

Доклад «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности ребенка» Проектная деятельность как средство развития познавательной активности ребенка Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС 1 слайд. Познавательно – исследовательская деятельность как средство развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ 2 слайд.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраст «Ребенок – это.

Педсовет «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС до»Педсовет «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС до» педсоветТема: «Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ, как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО».[/b] подготовил:.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Проект создать – не поле перейти, Мы не искали легкого пути, Мы можем все, хоть мы совсем не боги, В дошкольном.

Родительское собрание «Экологическая деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» «Экологическая деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» Форма проведения: круглый стол. Участники: родители,.

Самообразование воспитателя «Развитие познавательной активности детей 2–3 лет в условиях ДОУ» МДОУ детский сад «Буратино» Самообразование воспитателя первой младшей группы «Цыплятки» Молчановой М. Е. Тема: «Развитие познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская деятельность как источник познавательной активности детей в условиях ФГОС
Опубликовано: 16 декабря 2017 в 13:51
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская деятельность как источник познавательной активности детей в условиях ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Демидова Елена (УИ 1394948) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД