Бровкина Ираида Александровна
Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посркдством совместной проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности
детей среднего дошкольного возраста
через проектную деятельность.
Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Актуальность проблемы развития у детей познавательного интереса обусловлена тем, что дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.
Публикация «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посркдством совместной проектной деятельности» размещена в разделах
Задача дошкольных учреждений - развивать у дошкольников устойчивую потребность в познаниях, потребность в учении или мотивацию учения. Возрастающее внимание современной науки и практики образования к вопросам развития познавательных интересов обусловлено главной особенностью современного мира - его динамичностью. Происходящие изменения столь интенсивны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим, используя усвоенные знания и привычные поведенческие модели. Поэтому актуальность данной проблемы на социально-педагогическом уровне определяется современным социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, который касается не требований к конкретным знаниям, а новых универсальных способностей, сформированных стойких познавательных мотивов, основным из которых является познавательный интерес.
Развитие познавательного интереса как сложного личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющей входить ребенку в проблемную ситуацию. И такой деятельностью, обеспечивающей возможность получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать историческую информацию о предмете, является проектная деятельность.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, развитие познавательной активности ребенка. Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребёнок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребёнка.
Педагогические исследования показывают, что главная проблема современного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу, падает успеваемость детей в школе, снизилась положительная мотивация к занятиям. Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».
Учитывая, актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности необходимо использовать проектно-исследовательскую технологию, на основе которой создать систему работы, построенную на использовании групповых и индивидуальных детских исследовательских проектов : исследовательско-творческих, информационно-исследовательских, практико- ориентированных, которые, прежде всего, направлены на решение исследовательской задачи, экспериментирование и поиск. Все это помогает развивать свободную творческую личность, способную активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.
Вся работа строится на следующих принципах:
• принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой;
• принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу;
• принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне;
• принцип природосообразности учитывает психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;
• принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество детей, родителей и педагогов;
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Чем меньше ребенок, тем проще проект.
В младшем дошкольном возрасте в ходе разработки проекта решаются следующие задачи:
• развивать навыки вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится педагогу;
• активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;
• формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в практических опытах.
В старшем дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:
• формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку:
• научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта;
• развить природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний;
• повысить уровень коммуникабельности.
Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству, поэтому система работы, позволяет применять метод проектов уже с младшего дошкольного возраста.
В нашем детском саду такая форма работы, как проектная деятельность, внедрена и активно используется. Совместно с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) и родителями был реализован проект «Если только захотеть, можно в космос полететь». Космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, которая вызывает интерес у детей и дает возможность разносторонне развивать личность дошкольников. Коротко рассказать о большом космосе нельзя. Увлекаясь каким-либо фактом, каждый представляет себя исследователем, отправившемся на космическом корабле в путешествие на далекие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей подготовительной к школе группы мной была выбрана проектная методика.
Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которое осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Главный итог работы для ребенка:
Ребёнок провёл настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной исследовательской работы, получил первые навыки её проведения. Игра в исследование часто перерастает в реальное творчество. И вовсе не важно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего свои проблемы, и у ребенка, открывающего для себя мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
Литература:
1. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М. : Творческий Центр Сфера 2007.
2. Вахрушев А. А. Мир и человек. – М. : Дрофа, 1998.
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. // М: Мозаика- Синтез, 2008.
4. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№ 4.