наталья мамина
Развитие познавательной активности дошкольников средствами ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь ребенка дошкольного возраста - это период бурного, чрезвычайно интенсивного развития, непрерывного совершенствования его физических возможностей, психики, становления личности. У детей присутствует неосознанное стремление к познанию нового, необычного.
Учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения помогают игры, сказки, различные тесты, которые составляют систему развития творческого воображения на базе теории решения изобретательных задач. ТРИЗ предлагает ребенку такие способы действия, которые формируют одно из основных качеств творческого человека - любознательность.
Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников средствами ТРИЗ» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Начинать эту работу целесообразно с детьми младшего дошкольного возраста, ответы детей поражают оригинальностью и основаны исключительно на интуиции. В этом возрасте ребенок получает 90% всей необходимой ему информации, и важно не упустить столь благодатный момент, дать установку на саморазвитие личности.
Наша жизнь состоит из противоречий. В каждом предмете есть хорошее и плохое. Минус традиционного воспитания и обучения заключается в том, что наши суждения весьма категоричны: это - всегда хорошо, а это - всегда плохо. Противоречия разрушают житейскую логику.
В своей работе стараемся учить детей самостоятельно находить и решать противоречия. Огромные возможности в этом предоставляют занятия, общения с природой на прогулке. Через игры, которые заставляют ребят анализировать предполагаемый поступок, помогает найти маленьким исследователям правильное решение в противоречиях.
На первом этапе работы важно научить ребенка находить и разрешать противоречия, которые окружают его повсюду. Очень важно развивать системное мышление, т. е. учить видеть мир во взаимосвязи всех его компонентов. Большое внимание уделяется формированию умения видеть и использовать ресурсы для решения поставленной задачи. например, задания детям: найти общее между деревом и цветком. Помимо стандартных ответов: и дерево, и цветок растет в земле, их греет солнышко, поливает дождик. Появляется ответ: "Цветок может расти на дереве (весной во время цветения)".
Развиваем у детей умение находить общее и частное в предметах или явлениях однородных и неоднородных. Что общего и чем отличаются платье и сарафан? Ответы: это одежда, ее носят на теле, для девочки. А сарафан: это одежда только для лета, платье можно носить в любое время года, у сарафана нет рукавов и т. д.
Можно использовать для решения задач и схему диалектических противоречий. В простом виде это выглядит следующим образом: противоречие - платье должно быть вечерним и не должно быть только вечерним, так ка есть возможность носить его днем. Решение противоречий во времени: вечером украсить платье с помощью аксессуаров. Решение противоречия в пространстве: использовать молнии, чтобы можно было убрать рукава, удлинить или укоротить платье. Решение противоречия в подсистеме: использовать другие предметы гардероба - пиджак и т. д.
Подобные упражнения помогают детям находить в любых ситуациях достойные решения.
На втором этапе мы учим детей изобретать. Например: мы попали на необитаемый остров, где есть только коробки со жвачками. Как там выжить? Дети предлагали построить дом из этих коробок, а вместо раствора использовать жвачку, растянуть полученную пленку и наклеить ее.
Третий этап - решение сказочных задач и придумывание новых сказок. Соприкасаясь с миром сказок, дети впервые познают простые истины и мудрость, накопленную веками, учатся жить.
Например: Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать? Одним из вариантов выхода из такого положения является ответ детей: Пусть она будет не баба-яга, а бабушка Ягушечка, умыть бабусю, причесать, приодеть, еще и подкрасить: глядишь - совсем не страшная и после хорошего обращения вряд ли будет вас есть".
И, наконец, четвертый заключительный этап: опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. В этих экспериментах ребенок рассчитывает только на собственные силы, свой умственный и творческий потенциал.
Например: через несколько секунд, у нас в группе начинается пожар, и пока он маленький, его еще можно потушить, но во всем детском саду нет воды. Где же ее взять?
В развитии у детей творческого мышления помогает использование в работе изобретательной деятельности. Например: придумай и нарисуй "Чудесное животное", взяв самые полезные части от разных домашних животных. Обобщив, чем хорошо такое животное и чем плохо, можно организовать выставку детских рисунков.
Со всей проводимой работой должны быть ознакомлены и родители. Основная и самая распространенная ошибка родителей заключается в том, что они боятся предложить детям сложные задачи, считая, что это их уму не под силу. Знакомясь с результатами работы детей, они убеждаются в обратном. Поэтому ответы детей на занятиях, их реакция, рисунки, результаты тестирования, опросы все это должно быть в ведении родителей. С этой целью для родителей целесообразно проводить:
- ежедневные индивидуальные консультации;
-групповые консультации и родительские собрания;
-открытые занятия;
-дни открытых дверей.
Полезно так же привлекать родителей к оформлению группы, участка, изготовлению пособий и оборудования.
Многовековая практика человечества показывает, что смысл жизни - в накоплении разума, духовной силы, материальных и духовных ценностей.