Романова Виктория Вячеславовна
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию окружающего мира по определению ФГОС ДО. Познавательная активность невозможна без достаточного развития речевых средств. В детском коллективе с отлично налаженной коммуникацией познавательная активность проявляется и без включения педагога в деятельность детей - сама по себе. Но как наладить коммуникацию между педагогом и детьми – для формирования познавательной активности детей.
Публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий» размещена в разделах
Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Поэтому именно игра является ещё одним из самых действенных средств познавательного развития. Именно через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.
Способ, совмещающий коммуникацию, игру и непосредственно образование - наглядность. Наглядные пособия учат, позволяют общаться и обсуждать, побуждают придумать и воплотить игру. А современный мир интерактивных технологий даёт огромное количество вариантов для трансформации привычных наглядных пособий в цифровые.
С целью выявления уровня познавательного интереса старших дошкольников использовали методику «Волшебный цветок» автор Е. Э, Кригер, методику «Загадка» автор Э. А. Баранова. Результаты диагностики уровня развития старших дошкольников познавательной активности показали, что у детей седьмого года жизни высокий уровень познавательного интереса составил – 25,8%, средний уровень – 33,4%, низкий уровень – 40,8 %. С целью выявления уровня любознательности старших дошкольников использовали методику «Сказка» авторов Н. И. Ганошенко, В. С. Юркевича. Результаты диагностики уровня развития старших дошкольников любознательности показали, что высокий уровень присутствовал у 8%, средний уровень – 38%, низкий уровень – 54%.
Для того, чтобы улучшить показатели познавательного интереса и любознательности я решила использовать традиционный метод наглядности, но в цифровой его интерпретации. Для пополнения своей методической цифровой копилки я изготовила пособия разных типов:
• короткие наглядные видео с инфографикой и схемами (сервис canva)
• короткие видео с анимированными героями, дающими задание или объясняющими какое-либо понятие (сервис Animizer)
• наглядные пособия с обратной связью : паззлы, убери лишнее, сопоставь и т. д. (сервис learningapps)
• видеоматериалы с записью собственного рассказа через технологию “маски” и запись экрана смартфона.
К созданию интерактивной медиатеки подключились и дети. Представление результатов проекта в формате короткого видео стало обычной практикой в нашей группе - это подстёгивает познавательный интерес детей и пополняет интерактивную копилку.
Появились положительные результаты в работе с родителями: взаимодействие посредством коротких видео в мессенджере привлекает внимание и позволяет без лишнего раздражения донести необходимую информацию. При необходимости с помощью таких пособий можно легко перенести образовательный процесс на дистант.
Использование многофункциональных цифровых наглядных пособий в работе с детьми позволило повысить познавательную активность дошкольников. Также у детей улучшились показатели познавательных процессов : наглядно-образного мышления, внимания (произвольности и устойчивости, памяти (долговременной и ее объем, речи (диалогической стороны, объяснительно-рассудительной стороны монологической речи, психических функций (самопроизвольное поведение и самоконтроль).