Надежда Потапова
Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10»
Мастер – класс
«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Подготовила: воспитатель – Потапова Надежда Геннадьевна
2014
Цель мастер-класса : представление воспитателем Потаповой Надеждой Геннадьевной опыта работы с детьми по развитию познавательной активности через поисково – исследовательскую деятельность.
Публикация «Мастер-класс „Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов - участников мастер-класса по развитию познавательной активности через поисково – исследовательскую деятельность;
- представить участникам мастер-класса одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности;
- сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Оборудование: методические пособия, часть необходимых предметов из уголка экспериментирования.
Раздаточный материал: ёмкости с водой; стакан, с прикреплённой на дне салфеткой.
Ход мастер-класса :
I. Вводная часть.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, тем он больше участвует в образовательном процессе. Тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.
Но проблема заключается в том, что очень часто мы преподносим на занятиях готовые истины, готовые выводы и обобщения. И вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, наблюдать, экспериментировать, сравнивать, творить, получать какой-либо результат, он вынужден выслушивать от педагогов готовые сведения и отчеты о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте.
Такое обучение можно назвать, пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует. Способом пассивного обучения у ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность. Следовательно, в будущем он не будет научен, самостоятельно учиться, и самостоятельно добывать знания.
Цель: необходимо так построить педагогический процесс, чтобы он принес наибольший результат в познавательном развитии воспитанников.
Для достижения этой цели сформулировали следующие задачи.
Образовательные:
Включение детей в познавательно- исследовательскую деятельность.
Расширение кругозора.
Развивающие :
Развитие у детей старшего дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости.
Развитие психических познавательных процессов, расширение словарного запаса ребёнка.
Воспитательные:
Воспитание творческой, самостоятельной личности.
Воспитание у детей интереса к процессу познания, к науке.
Воспитание умения работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.
Поддержание у детей инициативы, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.
В группе создана предметно-развивающая среда. Оборудование находиться в свободном доступе для детей.
Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в мини-лаборатории «Любознайка». Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его в различных видах деятельности. Материалы постоянно пополняются, что способствует поддержанию интереса у детей. Для того чтобы создать атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки.
Комплект оборудования для конкретного эксперимента готовлю заранее на каждого ребёнка.
В своей работе я стараюсь придерживаться следующих основных принципов: принцип научности, адресности, принцип преемственности, принцип поэтапности и систематичности, принцип наглядности. Известно, что дети одного и того же возраста отличаются друг от друга своей работоспособностью, знаниями, развитием умений, выносливостью, вдумчивостью, темпом усвоения материала, поэтому и требования к детям не могут быть одинаковыми и я придерживаюсь такого принципа, как индивидуальный подход. Также использую в своей практике принцип способности видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе, принцип безопасности.
Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
В своей работе я применяю много разнообразных методов и приёмов работы с детьми. Работая с детьми по формированию познавательной активности, я заметила, что успешны такие приёмы, как картосхемы, алгоритмы, модель обследования предмета, рабочие листы, решения проблемных ситуации с персонажами. Именно такое многообразие методов и приёмов позволяет развивать познавательную активность и любознательность детей.
Рассмотрим несколько примеров:
Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.
- Например, после ознакомления со свойствами воды, чтения рассказ
«Умная галка» в уголке помещаю такие алгоритмы (показ).
- Какую задачу я решаю?
Познакомить с тем, что уровень воды повышается, при добавлении камней.
- Какой вывод должны сделать дети?
Камешки (вода, заполняя емкость, поднимают уровень воды, тем самым выталкивая находящиеся в ней предметы на поверхность.
Проблемная ситуация;
- После ознакомления детей со свойствами магнита случайно на глазах детей роняю скрепки в таз с водой. Как достать их из воды, не намочив рук?
«Чудесная коробка» с предметами
Совместное начинание
После того, как у детей сформировались навыки самостоятельной деятельности по решению познавательных задач, мы переходим на реализацию полученных знаний в совместной деятельности.
Совместная деятельность наиболее привлекательная для меня форма организации работы с детьми по опытническо-экспериментальной деятельности. Могу отметить следующие позитивные моменты:
- закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;
- продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;
- свобода действий, как для меня, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);
- роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);
- в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).
- Организую работу с детьми так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Таким образом, я обеспечиваю личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (вместе, на равных, как партнеров).
Совместную деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организую 1 раз в 2 недели по 20- 25 минут.
Работа проводится с небольшой группой (7человек) .Во время занятий проводим 2-3 эксперимента (в зависимости от сложности).
Во время работы придерживаюсь определенного плана:
Определение задач.
Выбор объекта.
Сообщение цели и задач.
Обсуждение методики и хода эксперимента.
Деятельность детей.
Подведение итогов и формулирование выводов.
Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем выбираю объект, с которым знакомлюсь заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваиваю технику экспериментирования, если она мне не знакома.
Предлагая детям поставить опыт, я сообщаю им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.
Даю время на обдумывание и затем привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Стараюсь избегать прямых указаний, что и как делать.
В процессе работы я поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время я не выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не могут работать не разговаривая. Поэтому я не лишаю их этой возможности проговаривать свои действия, т. к. это один из ведущих факторов развития ребё нка-дошкольника.
Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:
- дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания; дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
- дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?
- Я говорю детям: «Вы сейчас провели эксперимент, что вы для себя открыли?».
- Действительно, я с вами соглашусь, вы правильно сделали выводы!
Даю всегда положительную оценку.
Очень ответственным является заключительный этап эксперимента - подведение итогов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами, поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае я не устраиваю фронтальный опрос, а предоставляю детям в непринуждённой форме поделиться радостью открытия.
Выводы можно делать в словесной форме, иногда избирать другие способы. Мы с детьми практикуем фиксирование результатов графически, по которому дети формулируют выводы.
Фиксация проводится в рабочих тетрадях и рабочих листах с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения. Я даю детям установку
– Не забудьте записать или зарисовать результаты экспериментов. Помогайте друг другу.
После эксперимента не упускаю воспитательные моменты - дети
самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Практикуется такая форма работы, как домашнее задание, с целью вовлечения родителей в процесс развития детей. Повторение пройденного материала, чтобы дети крепче усвоили изученный материал. Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества. Использую различные методы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические. С этой целью я провожу родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов. Также для родителей провела консультацию об исследовательской деятельности, выпустила папку-передвижку. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Родители с большим интересом изготавливают, оформляют альбомы, ищут информацию по теме. В условиях тесного взаимодействия с семьей проведены следующие детские проекты исследования: «Что я знаю о воздухе?», «Чистый воздух», «Воздух-помощник», «Кому нужен воздух?». Детские проекты также включают основные элементы исследования: выделение и постановка проблем (выбор темы исследования, выработка гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных; подготовка и защита проекта (сообщение, доклад). Толчком к началу детского проекта может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба. Чем больше ребенок задаст вопросов, тем лучше. Эти вопросы помогают собрать как можно больше исходного материала, который потом будет классифицироваться. Поэтому проектно - исследовательская деятельность заняла свое место в нашей работе. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Родители помогают не только в оформлении детских мини-проектов, но и в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Одной из форм работы с родителями является анкетирование. По результатам анкетирования, которое было проведено среди родителей нашей группы на тему «Организация экспериментальной деятельности в ДОУ» видно, что родители заинтересованы в развитии познавательного интереса детей, они способствуют постоянному совершенствованию их умений и навыков. Дети данного возраста очень любят задавать разные вопросы. Родители нашей группы незамедлительно отвечают на них, либо предлагают ребенку подумать и постараться самому найти ответ, развивая самостоятельность. Нередко родители ищут ответ на поставленный вопрос вместе с детьми в различных сферах деятельности (чтении, наблюдении, экскурсиях, экспериментах). Также родители отметили, что необходимо использовать экспериментальную, исследовательскую деятельность в детском саду и пожелали продолжать развивать работу в этом направлении.
II. Основная часть
Практическое занятие.
1. Эксперимент : «Сухой из воды», мастер – класс.
- Сегодня я хочу вас познакомить с проведением эксперимента «Сухой из воды». Будем определять, занимает ли воздух место?
Для этого нам потребуется ёмкость с водой, стакан с прикреплённой на дне салфеткой.
Ход работы.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он не видим и все же
Без него мы жить не можем.
- может ли человек жить без воздуха? Почему?
- можем ли мы увидеть воздух? Почему мы не можем увидеть воздух?
- Как мы можем обнаружить, что воздух существует?
- Что означает «выйти сухим из воды»?
- Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку?
-Возможно ли это, давайте выясним.
- Убедитесь, пожалуйста, что салфетка на дне стакана сухая.
- А теперь, переворачиваем стакан вверх дном и погружаем осторожно в воду, не наклоняя стакан до самого дна ёмкости.
- Далее поднимаем его из воды, даём воде стечь, не переворачивая стакан.
- Определите, намокла ли салфетка или не намокла, и объясните, что помешало воде намочить её (воздух в стакане).
- А, что произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан?
- Давайте попробуем.
- И так, что же произошло? (Пузырьки воздуха вышли, а их место заняла вода, салфетка намокла).
- Вы сейчас провели эксперимент, что нового для себя открыли? Не забудьте зарисовать результат эксперимента. Помогите друг другу.
III. Заключительная часть.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для дошкольников, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть чёткой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!