маргарита мошкова
Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством экспериментирования с изоматериалами
▼ Скачать + Заказать документы
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте,тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Публикация «Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством экспериментирования с изоматериалами» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого (Галина Михайловна Лямина, Александра Платоновна Усова и др.). Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Особенности деятельности экспериментирования были представлены в целом ряде исследований Н. Н. Поддьякова, А. И. Савенкова и др.
Н. Н. Поддьяков указывает, что детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний.
Развитие познавательно - исследовательской активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Федеральные государственные образовательные стандарты диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости.
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность. В раннем и младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.
Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок приобрёл в практической деятельности. К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование применяется неоправданно редко, особенно в раннем дошкольном возрасте.
Обладая ручным мышлением, ребенок манипулирует предметами, знакомится с их свойствами и полученными сведениями заполняет пока еще почти пустой банк памяти. Именно в этом возрасте ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
С 3 месяцев до 3 лет в память загружаются речь (языковые значения, которыми пользуются окружающие, сведения о внешнем виде и свойствах объектов окружающего мира. В это время человеку надо запомнить, как выглядит каждый объект, как он звучит, какой имеет вкус и запах, какие создает тактильные и мышечные ощущения, в каких вариантах встречается и во что превращает при разных воздействиях. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым и не тормозимым. Вот почему одним изнаиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность.
Способность к изобразительной деятельности проявляется у детей уже в раннем возрасте и развивается на протяжении всего дошкольного детства. Изобразительная деятельность приносит много радости малышам. Потребность особенно в рисовании заложена на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его. Едва научившись держать карандаш, ребёнок пытается рисовать линии, кружочки, овалы. Причём они практикуются везде : на столе, стене, обоях, диване и даже на себе.
Как правило занятия в детском саду сводятся к стандартному набору изоматериалов и традиционным способам передачи полученной информации. Однако этого недостаточно для развития творческих способностей. Изобразительное творчество в дошкольном детстве основано на взаимодействии классических и неклассических техник. По мнению С. Погодиной (кандидат пед. наук, доцент МПГУ) любая техника имеет множество вариантов применения в работе. Особенно яркими и разнообразными средствами выразительности становятся нетрадиционные приёмы или техники изображения, позволяющие экспериментировать ещё и с материалами.
Фантазия младших дошкольников не обременена изобразительными стереотипами, они с удовольствием включаются в эксперимент. Учитывая это, в продуктивную изодеятельность вводят нетрадиционные приёмы работы.
Рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать малышу простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чём рисовать и как рисовать, используя различные техники, в том числе и нетрадиционные.
Многие учёные считают, что все виды нетрадиционного рисования можно и нужно вводить с раннего детства (Эйкон Д., Колдина Д. Н.). каждому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и выдувать забавный рисунок.
Художественное экспериментирование рассматривается как работа с различными материалами, разнообразными методами, способами и предоставление работ в разных формах. Экспериментирование с материалом проходит в виде обучения, опытов, дидактических игр, обыгрывание незавершенного образа, наблюдения.
Всё необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. Каждая из нетрадиционных техник – маленькая игра для малыша!
В работе с экспериментированием с разными материалами и свойствами: традиционные – гуашь, краски, карандаши, фломастеры, глина, пластилин, цветная бумага, картон; не традиционные: соленое тесто, жатая бумага, ткань, лоскутки, нитки, коктейльные трубочки, ватные палочки, листья, зубная щетка, цветное тесто для лепки, бросовый и природный материал, вату. Ну, чего же тут скрывать? Дети любят рисовать и рисуют самозабвенно, создавая на поверхности листа бумаги целые истории о своей жизни, жизни игрушек и окружающего мира.
Рисование разнообразно – рисование пальчиками, ладошкой, печать листьев, кляксография, восковыми мелками, свечой, по мокрому, печать фигурными овощами, поролоном, зубной щеткой, ватными палочками, витраж, набрызгивание, граттаж, эбру и т. д.
Аппликация – это широко распространенный в разных культурах мира способ создания художественных изображений из различных фигур и материалов. Детей радует яркий цвет, «звонкий ритм», удачное или свободное размещение силуэтов и доступность техники вырезания и приклеивания. Дети могут свободно размещать вырезанные силуэты, передвигать в поисках более интересного решения, играть с персонажами – силуэтами. Техника аппликации поддерживает сенсорное развитие – способность ребенка узнавать и называть различные формы, цвета, величины, пропорции, варианты размещения предметов. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, бумагу, природный материал, стружку от карандашей, что параллельно позволяет изучать их свойства, состав, возможности.
Пластилин – искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Пластилин не так пластичен и приятен в лепке как хорошая глина, но имеет свои преимущества. Современные технологии его производства позволили получить пластичный, не липнущий к рукам и немаркий материал. Большой выбор цветов дает возможность создавать из пластилина многоцветные фигурки и композиции, что очень радует детей. Дошкольники также, с большим увлечением изготавливают поделки из солённого теста, которые затем используют в своих играх, дарят родителям и друзьям.
Солёное тесто простой и доступный материал., обладающий высоким пластическими свойствами. Поделки можно оформить бисером, семенами, бусинами, тканью, перышками, листьями и лепестками цветов.
Для художественного экспериментирования подходит также такой вид деятельности как ручной труд. Ребенок создает конкретный продукт (самый настоящий и потому так радующий) – «цветные мячики» (модульная техника); «миски для трех медведей» (техника папье-маше, «пестрый коврик» (из полосок в технике «плетения»); «нарядные бусы и браслеты» (прочные нити или мягкая проволока, ягоды рябины, шиповника, желуди) – художественное экспериментирование. Любимые игрушки своими руками (куколки изготовленные бесшовным способом, сворачивание, скручивание, завязывание).
Художественный труд – это универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции. Все известные нам сегодня техники имеют в своей основе древнейшие операции: плетение, связывание, нанизывание, резание, коллаж и многое другое. И большинство изделий – калачи, корзины, коврики, миски и т. д. – изобретено в древнейшие времена. Вот почему содержание занятий художественным трудом в детском саду выстроено на материале народной культуры в доступных формах детской деятельности.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты и эксперименты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. Чтобы повысить интерес, педагогу необходимо ставить вопросы, побуждающие детей сравнивать свойства материалов (глина и пластилин, выдвигать предположения, делать вывод, совместное обсуждение помогает обобщить полученные результаты.
Таким образом, художественное экспериментирование с разнообразными материалами, инструментами и изобразительными нетрадиционными техниками, дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательности, познавательной активности успешного ребенка, уверенного в собственных силах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артемова Л. В «Окружающий мир дошкольников» М., Просвещение, 1992г.
2. Журова Л. Е., «Мир Детства» Дошкольник, Педагогика, 1987г.
3. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
4. Карасёвой М. В., воспитателя МДОУ №2 г. Мичуринска Статья «Организация исследовательской деятельности в ДОУ»
5. Кондратьева Н. Н. «Мы» программа экологического образования детей» С-Петербург, Детство-пресс, 2005г.
6. Мамедов Н. Н. «Экологическое образование» М., Педагогика, 1996г.
7. Поддьяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4
8. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М. : АРКТИ, 2004.
9. СанПиН 2.4.1.1249-03 (2.4.1. Гигиена детей и подростков, Детские дошкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству. Содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений).
10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.2660-10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 июля 2010 г. N 91
Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ № 2151 Министерства образования и науки Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011)
11. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
12. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С. 13-16.
Материалы интернет-ресурсов
https://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ
https://samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области