Приложение МААМ

Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством экспериментирования с изоматериалами

маргарита мошкова
Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством экспериментирования с изоматериалами
▼ Скачать + Заказать документы

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте,тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Публикация «Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством экспериментирования с изоматериалами» размещена в разделах

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.

Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого (Галина Михайловна Лямина, Александра Платоновна Усова и др.). Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Особенности деятельности экспериментирования были представлены в целом ряде исследований Н. Н. Поддьякова, А. И. Савенкова и др.

Н. Н. Поддьяков указывает, что детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний.

Развитие познавательно - исследовательской активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Федеральные государственные образовательные стандарты диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости.

Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность. В раннем и младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.

Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок приобрёл в практической деятельности. К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование применяется неоправданно редко, особенно в раннем дошкольном возрасте.

Обладая ручным мышлением, ребенок манипулирует предметами, знакомится с их свойствами и полученными сведениями заполняет пока еще почти пустой банк памяти. Именно в этом возрасте ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

С 3 месяцев до 3 лет в память загружаются речь (языковые значения, которыми пользуются окружающие, сведения о внешнем виде и свойствах объектов окружающего мира. В это время человеку надо запомнить, как выглядит каждый объект, как он звучит, какой имеет вкус и запах, какие создает тактильные и мышечные ощущения, в каких вариантах встречается и во что превращает при разных воздействиях. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым и не тормозимым. Вот почему одним изнаиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность.

Способность к изобразительной деятельности проявляется у детей уже в раннем возрасте и развивается на протяжении всего дошкольного детства. Изобразительная деятельность приносит много радости малышам. Потребность особенно в рисовании заложена на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его. Едва научившись держать карандаш, ребёнок пытается рисовать линии, кружочки, овалы. Причём они практикуются везде : на столе, стене, обоях, диване и даже на себе.

Как правило занятия в детском саду сводятся к стандартному набору изоматериалов и традиционным способам передачи полученной информации. Однако этого недостаточно для развития творческих способностей. Изобразительное творчество в дошкольном детстве основано на взаимодействии классических и неклассических техник. По мнению С. Погодиной (кандидат пед. наук, доцент МПГУ) любая техника имеет множество вариантов применения в работе. Особенно яркими и разнообразными средствами выразительности становятся нетрадиционные приёмы или техники изображения, позволяющие экспериментировать ещё и с материалами.

Фантазия младших дошкольников не обременена изобразительными стереотипами, они с удовольствием включаются в эксперимент. Учитывая это, в продуктивную изодеятельность вводят нетрадиционные приёмы работы.

Рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать малышу простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чём рисовать и как рисовать, используя различные техники, в том числе и нетрадиционные.

Многие учёные считают, что все виды нетрадиционного рисования можно и нужно вводить с раннего детства (Эйкон Д., Колдина Д. Н.). каждому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и выдувать забавный рисунок.

Художественное экспериментирование рассматривается как работа с различными материалами, разнообразными методами, способами и предоставление работ в разных формах. Экспериментирование с материалом проходит в виде обучения, опытов, дидактических игр, обыгрывание незавершенного образа, наблюдения.

Всё необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. Каждая из нетрадиционных техник – маленькая игра для малыша!

В работе с экспериментированием с разными материалами и свойствами: традиционные – гуашь, краски, карандаши, фломастеры, глина, пластилин, цветная бумага, картон; не традиционные: соленое тесто, жатая бумага, ткань, лоскутки, нитки, коктейльные трубочки, ватные палочки, листья, зубная щетка, цветное тесто для лепки, бросовый и природный материал, вату. Ну, чего же тут скрывать? Дети любят рисовать и рисуют самозабвенно, создавая на поверхности листа бумаги целые истории о своей жизни, жизни игрушек и окружающего мира.

Рисование разнообразно – рисование пальчиками, ладошкой, печать листьев, кляксография, восковыми мелками, свечой, по мокрому, печать фигурными овощами, поролоном, зубной щеткой, ватными палочками, витраж, набрызгивание, граттаж, эбру и т. д.

Аппликация – это широко распространенный в разных культурах мира способ создания художественных изображений из различных фигур и материалов. Детей радует яркий цвет, «звонкий ритм», удачное или свободное размещение силуэтов и доступность техники вырезания и приклеивания. Дети могут свободно размещать вырезанные силуэты, передвигать в поисках более интересного решения, играть с персонажами – силуэтами. Техника аппликации поддерживает сенсорное развитие – способность ребенка узнавать и называть различные формы, цвета, величины, пропорции, варианты размещения предметов. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, бумагу, природный материал, стружку от карандашей, что параллельно позволяет изучать их свойства, состав, возможности.

Пластилин – искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Пластилин не так пластичен и приятен в лепке как хорошая глина, но имеет свои преимущества. Современные технологии его производства позволили получить пластичный, не липнущий к рукам и немаркий материал. Большой выбор цветов дает возможность создавать из пластилина многоцветные фигурки и композиции, что очень радует детей. Дошкольники также, с большим увлечением изготавливают поделки из солённого теста, которые затем используют в своих играх, дарят родителям и друзьям.

Солёное тесто простой и доступный материал., обладающий высоким пластическими свойствами. Поделки можно оформить бисером, семенами, бусинами, тканью, перышками, листьями и лепестками цветов.

Для художественного экспериментирования подходит также такой вид деятельности как ручной труд. Ребенок создает конкретный продукт (самый настоящий и потому так радующий)«цветные мячики» (модульная техника); «миски для трех медведей» (техника папье-маше, «пестрый коврик» (из полосок в технике «плетения»); «нарядные бусы и браслеты» (прочные нити или мягкая проволока, ягоды рябины, шиповника, желуди) – художественное экспериментирование. Любимые игрушки своими руками (куколки изготовленные бесшовным способом, сворачивание, скручивание, завязывание).

Художественный труд – это универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции. Все известные нам сегодня техники имеют в своей основе древнейшие операции: плетение, связывание, нанизывание, резание, коллаж и многое другое. И большинство изделий – калачи, корзины, коврики, миски и т. д. – изобретено в древнейшие времена. Вот почему содержание занятий художественным трудом в детском саду выстроено на материале народной культуры в доступных формах детской деятельности.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты и эксперименты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. Чтобы повысить интерес, педагогу необходимо ставить вопросы, побуждающие детей сравнивать свойства материалов (глина и пластилин, выдвигать предположения, делать вывод, совместное обсуждение помогает обобщить полученные результаты.

Таким образом, художественное экспериментирование с разнообразными материалами, инструментами и изобразительными нетрадиционными техниками, дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательности, познавательной активности успешного ребенка, уверенного в собственных силах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артемова Л. В «Окружающий мир дошкольников» М., Просвещение, 1992г.

2. Журова Л. Е., «Мир Детства» Дошкольник, Педагогика, 1987г.

3. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92

4. Карасёвой М. В., воспитателя МДОУ №2 г. Мичуринска Статья «Организация исследовательской деятельности в ДОУ»

5. Кондратьева Н. Н. «Мы» программа экологического образования детей» С-Петербург, Детство-пресс, 2005г.

6. Мамедов Н. Н. «Экологическое образование» М., Педагогика, 1996г.

7. Поддьяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4

8. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М. : АРКТИ, 2004.

9. СанПиН 2.4.1.1249-03 (2.4.1. Гигиена детей и подростков, Детские дошкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству. Содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений).

10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.2660-10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 июля 2010 г. N 91

Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ № 2151 Министерства образования и науки Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011)

11. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005

12. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С. 13-16.

Материалы интернет-ресурсов

https://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ

https://samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Развитие двигательной активности у детей раннего возрастаРазвитие двигательной активности у детей раннего возраста Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый,.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ» Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ""Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством экспериментирования с изоматериалами
Опубликовано: 26 февраля 2021 в 11:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством экспериментирования с изоматериалами» (включая файлы) размещена пользователем маргарита мошкова (УИ 222425) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД