Амплеева Рахиля
Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром
В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Публикация «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром» размещена в разделах
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность.
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.
Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, является проведение элементарных опытов.
Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми младшего дошкольного возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение.
Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.
Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.
В группе младшего дошкольного возраста опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть организованной деятельности. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.
Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.
Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.
Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Таким образом, систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников позволяет качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.