Елена Пигалина
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста ст. группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Пигалина Елена Вадимовна, воспитатель
МБДОУ № 32 «Детский сад комбинированного вида
«Сказка» Кировского района
Ленинградской области
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС.
(из опыта работы воспитателя)
Публикация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста ст, группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром» размещена в разделах
Старший дошкольный возраст наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Мир, открывающийся перед глазами ребёнка огромен и велик. Ребёнка интересует всё, но ему ещё трудно понять взаимосвязи и взаимодействия, существующие между сложными явлениями окружающей действительности. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы нравственности, появляется интерес к живой и неживой природе.
Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.
Специфические виды деятельности развиваются, порой, без помощи взрослого и даже вопреки его запретам. В этом и заключается их истинно детская сущность. К таким видам деятельности относится экспериментирование – важнейший вид поисковой деятельности. Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского познания и пронизывает все сферы детской жизни.
Федеральный государственный стандарт (ФГОС пункт 1.4.7) считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.
Целью познавательного образования в дошкольном детстве является становление у дошкольников научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения человека. Заботливое отношение к окружающему миру закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного отношения ко всему окружающему со стороны взрослых.
В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС названа развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами (п. 3.3.1. 1).
Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.
Поэтому развивающая среда должна быть полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, обеспечивать богатство сенсорных впечатлений. Предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной и трансформируемой. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем (природе, рукотворном мире, других существах, знакомству с музыкой, движениями, красками, поэзией и т. д.
Для развития познавательной активности детей старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром я наполняла развивающую среду группы, создавала условия для самостоятельной познавательной активности детей и расширения детского кругозора, вовлекала в этот процесс родителей. Я организовала развивающие центры разных видов деятельности (художественно-эстетический, экологический, исследовательский, краеведческий, познавательный, ОБЖ, речевого развития и т. п., составила картотеки дидактических игр.
В совместно-самостоятельной деятельности дети в группе могут играть в различные дидактические игры, а так же: в лото и домино с картинками, в настольно-печатные игры разнообразной тематики и содержания. Предметные и сюжетные картинки (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии, картинки с изображением последовательности событий и иллюстрации к сказкам, развивающие игры и иллюстративный материал по знакомству детей с Санкт-Петербургом, пособия для нахождения сходства и различия, для составления целого из частей и многие другие игры и пособия, - находятся в созданных в группе центрах. В любое время ребенок может подойти и «поработать» с ними. Часто для развития познавательной активности у детей при ознакомлении с окружающим миром я использую презентации по различным темам, которые показываю в группе. Конечно, нельзя обойтись и без энциклопедий и познавательной литературы. Ее содержание доступно детям. В развитии познавательной активности дошкольников большое место отвожу организации разнообразных познавательных мероприятий и проектной деятельности. Детям очень нравятся литературные досуги, викторины и др. Их цель – показать воспитанникам, как много они уже знают, умеют. На такие досуги приглашаем родителей, которые тоже могут показать детям что-нибудь интересное.
У большинства наших воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира. И самостоятельная познавательная деятельность сопровождается положительными эмоциями.
В развитии познавательной активности дошкольников огромную роль играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность. Осуществляем ее в основном во второй половине дня и на прогулках. При этом дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний. Чтобы вызвать интерес и активную деятельность детей, материалы и оборудование создают оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся развивающую педагогическую среду. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы.
Деятельность детей в режимных моментах активизирует организованная предметно- развивающая среда, а именно:
• «Лаборатория», постепенно наполняющаяся все новыми материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях;
• Игры «Эволюция вещей», «Что, за чем», «Откуда пришел предмет», «Подбери пару», «Небылицы» и другие, мнемотаблицы, схемы, модели, развивающие настольные игры;
• Кроссворды, лабиринты, головоломки, предметы - заместители для развития аналитического восприятия, мышления, воображения ребенка. Наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений;
• Глобус и физическая карта, которые являются наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира», хорошо знакомыми современным дошкольникам. Путешествие по карте – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются и т. д.
• Настенные часы и разнообразные календари для знакомства с понятием «время», для формирования «чувства времени»;
• Микроскоп, лупы и другие материалы, которые использовались при работе с различным познавательным содержанием.
Все эти предметы и пособия постоянно находятся в группе. В любое время ребенок может подойти и «поработать» с ними. Созданная в группе предметно - развивающая среда, пополняется, корректируются в зависимости от возраста и интересов детей, а также от уровня формирования представлений о предметном мире.
Таким образом, предметно - развивающая среда не только дает информацию об окружающих предметах, но является средством передачи социального опыта, но и способствует формированию способностей, познавательной и практической активности дошкольников.
Познавательное развитие детей - одно из приоритетных направлений в моей работе с детьми дошкольного возраста. Я считаю, что данная тема всегда будет актуальной в дошкольном возрасте, так как направлена на развитие любознательности, активности, самостоятельности, а главное - на формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности согласно ФГОС ДО.