Зульфия Великанова
Экспериментальная деятельность — развитие поисковой активности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
Тема: «Экспериментальная деятельность-развитие поисковой активности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста»
Особое внимание в контексте ФГОС дошкольного образования обращается на развитие личности ребёнка, его способностей, умение самостоятельно добывать знания в процессе деятельности и применять их в жизни. Существенную роль в этом играет познавательно-исследовательская деятельность детей, протекающая в форме детского экспериментирования.
Публикация «Экспериментальная деятельность — развитие поисковой активности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
«Эксперимент или опыт – это особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях». Ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления. Свою позицию раскрывает на основе взглядов, который считает экспериментирование истинно детской деятельностью. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Из этого следует, что знания, добытые самостоятельно в процессе деятельности, всегда будут более прочными, чем те знания, которые даются ребёнку в готовом виде.
Во время организации утреннего приема в детском саду, дети спросили у меня «Почему посыпают снег солью? Почему он тает после этого». Мы уже знали, что соль имеет вкус, имеет цвет, не имеет запаха. Я сказала детям, что соль не топит снег, а разрушает кристаллы, из которых соль состоит. Эта информация очень заинтересовала детей. Дети стали задавать вопросы, что такое кристаллы, как они образуются, где находятся? Так и родилась тема познавательно-исследовательского проекта: «В гостях у хозяйки медной горы - чудеса кристаллов».
В ходе познавательно-исследовательского проекта проведены беседы, наблюдения, эксперименты и опыты, выращены кристаллы. Участниками были: воспитатель, воспитанники подготовительной группы и родители. Проект краткосрочный, длительностью 3 недели. Для эксперимента мы использовали: фотоальбом по теме, перчатки, баночки, вода (горячая, холодная, нитки, лупы, ложка, свеча. Материалы для исследования: соль (экстра, поваренная, морская, медный купорос, смесь для выращивания кристаллов (готовая-из магазина).
Цель работы: формировать познавательную мотивацию и поисковую активность дошкольников средствами экспериментальной деятельности. Узнать, что такое кристаллы, научиться выращивать кристаллы в домашних условиях.
Задачи:
1. Изучить и систематизировать литературу по теме проекта (что такое кристаллы, откуда они берутся, их красивый и разнообразный внешний вид).
2. Познакомиться со способами и освоить методику выращивания кристаллов.
3. Развитие умений действовать в соответствии со структурой организации эксперимента, ставить цель, выявлять проблему, выдвигать разные гипотезы, обнаруживать несоответствие результата и цели, координировать свою деятельность.
4. Поддержание у детей инициативы и самостоятельности в применении усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач поставленных взрослым, так и самим ребёнком.
5. Провести наблюдения за процессом кристаллизации.
1. Все о кристаллах.
Название «кристалл» произошло от двух греческих слов – «холод» и «застывать», т. е. в древности это означало «застывший лед». По данным энциклопедии, кристалл – это твердое тело. Частички, из которых состоит кристалл, выстраиваются и соединяются вместе различными способами. Из-за этого кристаллы могут иметь различные формы и размеры.
Кристаллы бывают очень разными. Существуют кристаллы, которые находятся глубоко в земле. Их часто называют «цветами мира камней». Размеры таких кристаллов иногда достигают человеческого роста. Встречаются также очень тонкие кристаллы, толщина которых меньше чем у листка бумаги. Но бывают и огромные пласты, толщина которых достигает несколько метров. Бывают маленькие кристаллы, узкие и острые как иголки, но также могут быть очень громадными. Иногда образуются кристаллы похожие на веточки дерева, очень хрупкие, но очень красивые. Некоторые минералы образуют кристаллы, которые можно разглядеть только под микроскопом.
Применение кристаллов в науке и технике очень разнообразны. Например, каменная соль давно вошла в жизнь человека. Мы называет ее в быту просто солью. Невозможно представить, как бы мы без нее обходились. В древности страны, куда ее завозили, платили цену, равную золоту: за килограмм соли – килограмм золотого песка. Самый твердый из природных минералов – алмаз. Благодаря своей твердости алмаз играет большую роль в технике. Алмазными пилами распиливают камни. Вся часовая промышленность работает на искусственных рубинах. Рубин применят при создании лазера. Оказывается, кристалл рубина усиливает свет. Лазер светит ярче тысячи солнц! Кристаллы применяют при создании телефонов, фото и видео камер, жидкокристаллических телевизоров.
2. Опыты
Опыт 1. «Соль и снег». Посыпали часть доски со снегом солью и через некоторое время увидели, что там, где снег посыпали солью, снег стал таять, если посмотреть на этот процесс под лупой, можно увидеть, что снег «рушится» — ломаются и исчезают снежинки. Вывод: соль разрушает кристаллы снега, снег тает.
Опыт 2. «Кристаллы соли, сахара на ощупь». Мы взяли мелкую соль «Экстра», крупную «Поваренную», морскую соль, а также сахар и проверили на ощупь, размер, цвет и вкус. Вывод: кристаллы на ощупь разные (мелкие и крупные кристаллы, твердые, прозрачные, соленые и сладкие.
Опыт 3. «Растворимость кристаллов». Взяли стакан с теплой водой и стакан с холодной водой. Одну чайную ложку соли положили в стакан с теплой водой и размешали, другую – в стакан с холодной водой. Понаблюдали, в каком из стаканов кристаллы соли растворяться быстрее. Вывод: в теплой воде кристаллы соли растворяются быстрее, чем в холодной.
Опыт 4. «Выпаривание соли». Мы растворили поваренную соль и соль «Экстра» в воде. Налили соляной раствор в ложки. Поместили ложки над свечкой (делает воспитатель) и нагревали до тех пор, пока вся вода не испарилась, на дне ложек осталась сухая соль в виде кристаллов. Вывод: при нагревании соляного раствора вода испаряется, а кристаллы соли остаются на дне и стенках ложки.
Опыт 5. «Рассматривание кристаллов соли и сахара через лупу». Рассмотрев через лупу кристаллики поваренной соли, мы увидели, что у них ровные, будто срезанные грани. Кристаллы соли похожи на кирпичики. Цвет прозрачно-белый. Вывод: Каждая крупинка соли — это правильный кубик, с гладкими гранями.
Опыт 6. «Выращивание кристаллов». С помощью набора, с готовым раствором, мы смогли вырастить кристаллы желтого цвета. С помощью медного купороса нам удалось вырастить красивый синий кристалл. Вывод: кристаллы можно вырастить самим из специального раствора (со взрослыми).Но вырастить кристаллы из специальных растворов можно только со взрослыми, т. к. растворы могут быть небезопасны.
Опыт 7. «Выращивание кристаллов из соленого раствора на предметах». Мы поместили в соляной раствор (окрашенный пищевым красителем в 1 вар.) нитку - закрепленную на карандаше;проволоку - обмотанную ниткой и изогнутую в виде карала и уже через несколько дней у нас выросли очень красивые кристаллы. Выводы: при испарении солевого раствора на предметах остаются кристаллы соли. Они бывают разного размера и разной формы.
Родители, заинтересовавшись нашим проектом приняли активное участие в нем. Помогали находить для нас дополнительную информацию о кристаллах и проводили опыты дома с детьми.
Таким образом, мы узнали:
Кристалл можно вырастить самим в простых условиях. Кристаллы растут в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости. Кристаллы медного купороса растут быстрее, а кристаллы соли медленнее. Кристаллы растут намного быстрее, когда много тепла и света. Весь процесс происходит за 2-3 недели. Кристаллы можно выращивать разного цвета и размера. Их можно вырастить из растворов разных веществ. В природе он имеет разную форму, размер и цвет в большинстве своём прозрачны. На форму кристаллов влияет температура, а на цвет краситель.
В природе существует множество видов кристаллов, некоторые бывают очень необычные и завораживающие. Восхищают своей формой и цветом. Но не все кристаллы редки и красивы. Многие из самых обычных веществ вокруг нас представляют собой кристаллы. Обычная соль, сахар и даже снег – это тоже кристаллы. - Соль разрушает кристаллы снега, снег тает; - Кристаллы на ощупь разные (крупные, мелкие); - Снег, соль и сахар - это тоже кристаллы; - Кристаллы окружают нас повсюду; - Кристаллы можно вырастить самим; - Кристаллы растворяются по-разному (зависит от температуры жидкости).
Выводы:
В результате реализации системы работы по развитию познавательной мотивации и поисковой активности детей средствами экспериментальной деятельности: Дети стали больше задавать вопросов, интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Применяют усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем, поставленными как взрослым, так и самим ребёнком. Объединяются в группы для решения проблемы, договариваются между собой, распределяют действия при сотрудничестве. Дети умеют пользоваться приборами – помощниками при проведении детского экспериментирования, соблюдают правила безопасности при проведении экспериментов. Они умеют выстраивать и высказывать собственные умозаключения, самостоятельно делать выводы. Таким образом, реализация системы работы убедительно доказывает, что экспериментальная деятельность дошкольников - это средство познания окружающего мира, способствующая развитию познавательной мотивации и поисковой активности.