Бодрова Ольга Ивановна
Развитие познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Тема моей работы:
Публикация «Развитие познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами не живой природы.
Цель моего проекта:
развивать познавательную активность детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами неживой природы.
Задачи моего проекта:
• Формировать элементарные естественно-научные представления;
• Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей);
• Расширять перспективы развития поисково-позновательной деятельности детей путем включения их в мыслительное, моделирующие и преобразующие действия;
• Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Изучив методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, разработала перспективный план конспекты занятий по детскому экспериментированию для детей старшего, а теперь и младшего дошкольного возраста, создала уголок экспериментирования, распределила подборку практического материала по разделу «неживая природа» по блокам, с указанием развивающих задач, названия опыта, перечня необходимых материалов и оборудования. Это позволило мне легко ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных опытов для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды, разработала символы условные заместители.
Предметно-развивающаяся среда моей группы. -4 слайд
В группе создала Уголок экспериментирования, который постепенно пополняю все новыми материалами, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.
В группе создала Уголок экспериментирования, который постепенно пополняю все новыми материалами, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях. Составила картотеку детских опытов с объектами «неживой природы» по блокам:
• «Удивительные свойства воды»;
• «Воздух – невидимка»;
• «Его величество огонь»;
• «Откуда приходят звуки?»;
• «Чудеса под ногами»;
• «Волшебный магнит»
Опираясь на данную схему: «Экспериментирование как методическая система экологического воспитания дошкольников.», мы с детьми провели ряд наблюдений, опытов и экспериментов. Эксперименты были демонстрационные, лабораторные, кратковременные и долгосрочные.
Эксперименты с детьми старшего возраста. -6 слайд. Работу по экспериментированию я начала со старшего возраста
Работа по экспериментированию проводилась ежемесячно. Дети с удовольствием обследовали песок и глину, познавали их свойства; узнали тайны воды; выясняли особенности взаимодействия воды, льда, снега; изучали свойства магнита. Отношения с детьми строю на основе партнерства. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий».
Положительный результат проводимой работы показала диагностика
Диагностика проводилась в начале, в середине и в конце года по методике Сафроновой.
Мы видим, что на начало года высокий уровень составил 35% детей, а в конце года возрос до 80% детей. Средний уровень на начало года составил 40% детей,а в конце года 15% детей. А низкий уровень на начало года 25% детей,а в конце года 15% детей. Меня работа по экспериментированию в неживой природе заинтересовала, поэтому я решила продолжать работу с младшим возрастом. Работу я начала с наблюдений, игр с водой и песком; Диагностика по экспериментированию детей младшего возраста за первый квартал показала - на сентябрь месяц высокий уровень детей 5%,на ноябрь месяц 40%,Средний уровень детей на сентябрь месяц 15%,на ноябрь35%, и низкий уровень в сентябре 80%,а в ноябре 25%.
Можно сделать вывод, что благодаря систематической работе по детскому экспериментированию, я смогла заинтересовать детей, у детей появился активный познавательный интерес к объектам неживой природы и экспериментов с ними.
В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с объектами «неживой природы» дети старшего возраста перешли к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения, научились наблюдать, размышлять, сравнивать отвечать на вопросы, делать выводы, а с детьми младшего возраста я буду продолжать работу по экспериментированию, учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.