Ксения Кремнёва
Методическая разработка «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
Автор разработки :
Кремнёва Ксения Александровна
Воспитатель МКДОУ №482
Пояснительная записка
Данная разработка может быть полезна педагогам дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования.
Публикация «Методическая разработка „Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность“» размещена в разделах
Мною был разработан проект о жизни первобытных людей каменного века «Что было до…», который состоит из трех этапов (подготовительный, практический и заключительный). Его просмотр доступен на официальном сайте Международного журнала «Педагог» (www.zhurnalpedagog.ru).
Вступление
В условиях научно-технической революции у детей наблюдается снижение интереса к знаниям. Основной задачей ДОУ является развитие интереса у ребенка к познанию, открытиям и созданию необходимых условий для этого. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДО прямо указывает на то, что дошкольное образование должно формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности. В этой связи возникает необходимость в использовании таких средств обучения, которые наиболее эффективно способствуют развитию познавательного интереса детей.
Я считаю, что максимально развернуть пространство возможностей для решения данной задачи, поможет использование в работе педагогов проектная деятельность. Многие авторы, такие как Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, М. В. Крупенина и другие, изучили данный метод и признали его эффективным для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и их творческой инициативы.
Теоретическая часть
Проект рассчитан на детей подготовительной к школе группе. По типу: познавательный, творческий, практический, краеведческий, долгосрочный (2,5 месяца).
Необходимо четко сформулировать цель проекта и задачи, которые ставятся для достижения данной цели.
Должен быть подобран весь необходимый наглядно-дидактический материал и организована соответствующая предметно-развивающая среда в группе. Для работы потребуются учебно-методические пособия, энциклопедии о древнем мире, исторические справочники дошкольника, фотографии с изображением первобытного периода. Подготовлены дидактические игры, подвижные игры, разработан сценарий заключительного познавательно-музыкального развлечения (материал представлен на сайте maam.ru).
Необходимо провести беседу с родителями воспитанников о предстоящем проекте и проводимых в его рамках мероприятиях (экскурсии, музыкальное развлечение, пошив костюмов).
Данный проект проводится в форме занятий-бесед, на основе которых проходят практические занятия (лепка, рисование, ручной труд, дидактические и подвижные игры. На протяжении всего проекта ведется подготовка к познавательно-музыкальному развлечению и изготовление пещер (жилища древних людей) из картонных коробок.
Практическая часть
Первое (вводное) занятие начните с беседы «Кто такие первобытные люди?». Побеседуйте с детьми о том, как выглядел первобытный человек, его жилище, орудиях труда и охоты, добывании огня, почему век называется каменным. Расскажите, что люди в каменном веке жили в очень тяжелых условиях. Приходилось вручную добывать огонь, чтобы обогреться, приготовить пищу и защитить себя от диких животных. Предложите детям рассмотреть картинки с изображением первобытных людей. Дайте возможность понять ан сколько была тяжела и опасна жизнь древних людей.
Обогатите словарный запас детей названиями орудий древнего человека: рубило, скребок, мотыга, топор, наконечник копья.
На следующих занятиях (вторая неделя) расскажите детям о том, как общались первобытные люди, какие средства использовали для этого. Спросите у детей : «Ребята, как вы думаете, при помощи чего общались между собой первобытные люди?». Выслушайте их ответы и познакомьте с приемами древнего общения (жесты, мимика, звуки). Расскажите о зарождении счета.
Дайте представление детям о том, чем питались и как добывали пищу. Расскажите об охотниках-собирателях, рыболовстве и первых урожаях. Все это будет способствовать формированию убеждений о необходимости ручного труда.
Данные занятия необходимо закрепить при помощи изобразительной деятельности. Попросите детей вспомнить предыдущие темы. Это поможет освежить и закрепить полученные знания. Мы с детьми провели занятие по рисованию «Сцены из жизни древних людей». Дети учились передавать в рисунке сцены из жизни (охоты, ведение быта, жилище человека). Работа ведется на белом картоне, предварительно тонированным разными фонами. Дети рисуют гуашью черного цвета, имитируя рисование обугленным концом палки. Рисунки можно скрепить в книжку-раскладушку.
В режимном моменте (третья неделя) рекомендую провести игру с водой «Поймай рыбу». Тем самым формируем двигательную активность, развиваем ловкость детей, даем понимание о трудностях добычи пищи древнего человека. Необходимые материалы: емкости с водой, удочки и рыбки на магнитах; дидактическую игру «Собери урожай», которая поможет подвести детей к обобщению и классификации предметов, а также подвижную игру «Охотник и зайцы». Упражняем детей метать в подвижную цель, перелазать через препятствие, быстро бегать.
Четвертую неделю ведения проекта начните занятием-беседой «Всегда домашние животные были домашними?». Спросите у детей : «Ребята, как вы думаете, откуда взялись все наши домашние животные?» Выслушайте их ответы-предположения. Расскажите, как первобытные люди приручали животных. Первым прирученным животным стал волк. Предложите рассмотреть картинки с изображением животных (бизон, волк, овцы).
В режимном моменте проведите дидактическую игру «Охотник». Данная игра упражняет детей в умении классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Следующее занятие-беседа (пятая неделя) посвящена теме «Ремёсла». На нем происходит знакомство детей с самым первым ремеслом – изготовлением посуды. Расскажите, как люди обходились без посуды, о том, что они использовали листья растений в качестве тарелок и кружек, ракушки, выдалбливали посуду из камня. В дальнейшем научились делать посуду из глины и обжигать ее, сделав ее тем самым прочнее и долговечнее.
Тему «Ремесла» можно закрепить занятием по лепке. У детей на столах должны стоять образцы глиняной посуды (фарфоровой). В начале занятия вспомните с детьми беседу об изготовлении посуды. Скажите: «Дети, сегодня я предлагаю вам перенестись в далекое прошлое, превратиться в древних людей и заняться гончарным делом». Лепить можно из пластилина или использовать быстросохнущую глину. Готовое глиняное изделие можно будет расписать красками. Занятия лепкой развивают мелкую моторику детей, фантазию и формируют представление о ручном труде древних людей.
Темой шестой недели является «Искусство каменного века». По заданной теме проведите занятие-беседу, которое рекомендую закрепить рисованием наскального рисунка «Северный олень». У детей сформируется представление об основной цветовой гамме художников древности, а также материалов для изготовления красок (ягоды, пыльца цветов, растертые листья растений, зола).
Дополнительным необходимым мероприятием я посчитала посещение с детьми и их родителями выставки «Древняя Сибирь» в Краеведческом музее. Поскольку проект является детско-родительским, то поход в музей спланирован вместе с родителями. Это способствует взаимодействию детского сада с семьями воспитанников, а также расширяет представление детей об истории Сибири, развивает культурно-эстетическое воспитание.
Седьмую неделю проекта начните с дидактической игры «Что перепутал художник?» на логическое мышление, внимание, развитие чувства юмора детей, обогащение словарного запаса. Данная игра поможет освежить полученные ранее знания. Также в течение недели проведите подвижную командную игру «Кто быстрее» и ручной труд «Изготовление бус». Бусы изготавливаются из бросового материала (крышки, пробки, макароны, нити, ракушки).
На последней неделе реализации проекта познакомьте детей с древнейшими видами транспортных средств (первых лодках каноэ). Научите изображать силуэт лодки с парусом на занятии по рисованию.
Также познакомьте детей с нетрадиционной техникой рисования – распыление краски. Ручная работа: трафаретное изображение рук. (см. приложение).
На заключительном этапе проекта мы провели познавательно-музыкальное развлечение, а также создали в группе мини-музей «Шаг в прошлое».
Ручная работа: трафаретное изображение рук.
Приложение
Трафаретное изображение рук.
Я использовала акриловые краски на водной основе (красную и желтую). Такие краски считаются безопасными для детского творчества, нетоксичны. Предложите детям заняться необычной, новой для них работой. Вам потребуются бутылочки-пульверизаторы, в них разводятся краски. Пускай дети сами наливают в них краски и разбавляют водой (одна бутылочка - для красной, вторая - для желтой). Вам потребуется примерно 1-2 столовых ложки краски на одну бутылочку, а также нарезанные на квадраты 20*20см куски картонных коробок на каждого ребенка (или раскатанная таким же размером быстросохнущая глина). Дети кладут руку на картон, вы помогаете брызгать желтую краску. После этого руки необходимо тщательно промыть с мылом. Когда краска высохнет, дети опять прикладывают ручки, и вы помогаете разбрызгивать красную краску поверх желтой. Снова необходимо вымыть руки с мылом. У вас получится трафаретное изображение рук, имитирующее отпечатки рук древних людей на своих пещерах. Дети придут в полный восторг от такой необычной работы!