Надежда Кокорина
Картотека экспериментов направленных на развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современная педагогика ставит задачу формирования самостоятельной, творчески активной личности, готовой к продуктивному участию в разнообразных областях жизни общества. Важнейшей характеристикой личности, показателем ее сформированности является система интересов растущего человека. Степень разносторонности и устойчивости интересов, особенности их изменения позволяют судить об уровне развития личности. Не случайно различные аспекты характеристики интересов являются предметом изучения в системе психолого-педагогических знаний. Именно интересы представляют собой побудительную силу, детерминирующую становление устойчивых потребностей развивающейся личности. Изучение интереса, характера его изменения является важным направлением педагогических исследований, призванных обеспечить интенсификацию процесса воспитания детей дошкольного возраста. Таким образом, перед педагогами встает необходимость поиска педагогических средств, способных обеспечить развитие познавательного интереса дошкольников.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Темочки
Одним из средств развития познавательного интереса у дошкольников может служить детское экспериментирование. В педагогической литературе целый ряд исследований посвящен данной теме (О. В. Дыбина, Н. В. Нищева, Н. Рыжова, А. И. Савенков и др.).
Детское экспериментирование было выбрано в качестве объекта проектирования не случайно. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.
Дошкольный возраст - период расцвета детского познавательного интереса. К 3-4 годам ребенок как бы поднимается над непосредственно воспринимаемой ситуацией и начинает думать о том, что не находится в данный момент в поле его зрения. Дошкольник пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем значимые связи и закономерности [4].
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие представляет сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, представляющих разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулирующих его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период значим для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент».
Проанализировав различную литературу, можно констатировать проблему фактического отсутствия специализированных картотек экспериментирования, направленных на развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста. Поэтому выбрана форма проектирования – картотека экспериментов.
При разработке картотеки экспериментирования, как средство экологического воспитание детей дошкольного возраста мы руководствовались принципами педагогического проектирования:
1. Принцип природосообразности - развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
2. Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
3. Принцип творчества - максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;
4. Принцип интеграции - интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве;
5. Принцип постепенного усложнения.
Картотека - совокупность определенного количества карточек – носителей информации, объединенных, систематизированных и размещенных в определенном порядке, по алфавиту, темам, срокам. Под картотекой экспериментирования принято понимать - упорядоченное собрание данных, как правило, на карточках малого формата. Представляет собой каталог. Каждая карта является информационной единицей и предоставляет сведения о каком - либо хранимом объекте, с целью облегчения поиска этого объекта по определённым признакам, в данном случае по временам года. Упорядочение осуществляется обязательно по логическим критериям, по алфавиту, дате и т. д.
Каждая картотека имеет свое содержание, свою цель, задачи, не повторяет другие игры, но может быть взаимосвязано с ними. В сумме все игры одной картотеки формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте – его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении, условиях жизни. Картотека экспериментирования, направленная на познавательное развитие детей дошкольного возраста – это методическое пособие, предназначенное для воспитателей дошкольных учреждений, с целью облегчить организацию процесса познавательного воспитания детей с наименьшим ущербом для их здоровья.
Картотека экспериментирования позволяет ребенку игровым путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним. Так же преимущество разработки именно картотеки экспериментов состоит в том, что элементы картотеки можно применять и в ходе различных форм организации образовательного процесса, например, режимных моментов, или самостоятельной деятельности детей.