Вера Маркова
Проектная технология по развитию познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Использование проектной технологии по развитию познавательного интереса
у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
1. Вводная часть
Проблема качества образования на сегодняшний день остается насущной, но недостаточно разработанной. В обществе и в развитом научно-техническом прогрессе появилось множество изменений. Существующая модель образования в России перестала удовлетворять массы, поскольку социальный заказ не соответствовал результатам. Изменился конечный результат образования.
Публикация «Проектная технология по развитию познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
Итоговой целью образования должна теперь стать не просто гармонично развитая личность, а личность, способная ориентироваться в потоке быстро изменяющейся информации, личность способная приспособиться к новым условиям жизни в эпоху научно-технического прогресса.
В связи с этим возникла необходимость в перестроении образовательного процесса. Началась эпоха перемен, модернизации, постепенное перестроение с обучения и воспитания общей массы, получающей готовые знания на личностно-ориентированную модель образования. Требовался переход от репродуктивного способа подачи материала в массы к продуктивной деятельности каждой отдельной личности. При этом педагог выступает помощником, направляющим эту личность в необходимое русло индивидуального развития.
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 28.09.2010 N 243-ФЗ пункт 6.2 статьи 9, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г., регистрационный номер 16299) утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ).
Впервые акцент со знаний, умений и навыков был перенесен на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность». В ФГТ «делается упор на упор на совместную деятельность воспитателя и детей, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет гендера при организации педагогического процесса в детском саду, ориентацию на универсальность и интеграцию содержания дошкольного образования».
1 января 2014г. был подписан указ о внедрении Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В отличие от ФГТ здесь уже разработаны не две группы требования, а три: к структуре программы дошкольного образования, к условиям ее реализации добавляется еще и требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, но теперь они прописаны не как интегративные качества ребенка, а представлены в виде целевых ориентиров «которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования».
«Целевые ориентиры» являются целью педагогической работы в дошкольном учреждении, но не стремятся к абсолюту. «Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей». Другими словами, целевые ориентиры задают направление развития детей, либо в строну дальнейшего развития, углубления, либо в сторону коррекции как педагогического подхода, так и в сторону коррекции детского развития.
Целевые ориентиры могут служить также и поводом для самоанализа педагогической деятельности. Они всегда будут промежуточным звеном в развитии детей, смещая горизонт в строну ближайшего развития ребенка. «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования» в дальнейшем будут стремиться к «целевым ориентирам» на этапе завершения начального школьного образования и т. д.
В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) ставится акцент на привитие детям способностей к добыванию, а не к получению готовых знаний. Причем необходимо, чтобы на начальном этапе внедрения метода проектирования дети добывали знания частично самостоятельно, частично при помощи взрослых. Другими слова, на данном этапе требуются промежуточные «целевые ориентиры», отражающие уровень развития 3-4 летнего ребёнка.
В своей работе с детьми я столкнулась с одной важной для меня проблемой: ни я, ни мои коллеги, ни родители моих детей не готовы к проектно-исследовательской деятельности. Мы сами привыкли получать готовые знания. А для исследования нужны не только знания, но и умение задавать правильно вопросы.
Самоценность детского возраста заключается в том, что дети любят задавать вопросы. Одной из уникальных особенность детства является способность удивляться всему, что они видят и воспринимают. Взрослые уже, к сожалению, теряют эту особенность, в результате возникает трудность общения ребенка со взрослым. И для того, чтобы преодолеть эту, необходимо встать на некоторое время на уровень ребенка, посмотреть на мир его глазами, и с этой позиции попытаться помочь ему понять, узнать, изучить.
Однако есть еще одна трудность. Вопросы бывают разные, простые и сложные. И для того, чтобы в дальнейшем, уже в 5-6 летнем возрасте ребенок задавал сложные и грамотные вопросы (определял поле для исследования и познания, ему необходимо накопить багаж знаний, но не навязанных взрослым, а как бы условно полученных самостоятельно, в процессе исследовательской деятельности. Отсюда возникает проблема развития познавательных способностей (причем, как я упоминала в тексте, не только у детей, но и у взрослых). Она и легла в основу выбранной мной модели построения образовательной деятельности с детьми, определила выбор метода проекта, отнюдь не нового, но, на мой взгляд, эффективного.
Цель работы: развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста путем привлечения их к совместной со взрослыми проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Изучить готовность детей 3-4 лет к проектно-исследовательской деятельности, провести мониторинг развития;
2. Провести анкетирование родителей, собрать информацию о готовности родителей к такого рода развития детей;
3. Выбрать вариант парциальной программы;
4. Подготовить консультации для родителей;
5. Организовать для детей совместную со взрослыми проектно-исследовательскую деятельность;
6. Способствовать формированию умения у детей ощущать трудность, искать проблему и находить совместно со взрослым решение;
7. Оценить полученный результат. Сравнить с ожидаемым результатом;
8. Произвести анализ проделанной работы с целью осуществления коррекционной работы при разработке новой проектной деятельности.
Ожидаемый результат.
Ребенок активный;
Ребенок умеет задавать сложные и грамотные вопросы (или стремится к этому);
Ребенок стремится получить не готовое знание, а добывать.
II. Основная часть
В начале хочу немного рассказать о том, почему я выбрала данную модель. Мне подсказали сами дети. Мои трехлетки однажды в процессе непосредственно образовательной деятельности заявили, что к ним сейчас придёт кукла Катя. Тогда я приготовила им коробочку, покрытую красивой салфеткой. Дети рассматривали, как она блестит, затем им захотелось снять салфетку, но я стала описывать предметы, которые там лежат, загадывала загадки. Воспитанники включились активно, им даже понравилось отгадывать. Заинтересовались и те, кто обычно не проявляет никакой инициативы. Начался поиск ответов.
Это и лежит в основе любой поисковой деятельности. Любой предмет или явление, своего рода, коробочка, которую можно либо открыть, либо изучить. Причем, если просто открыть, то все увиденное станет явным, но вряд ли останется в памяти. Запоминается то, что заинтересовало.
Таким образом, важно создать элемент неожиданности с целью привлечения внимания детей, словно наметить преграду, которую требуется преодолеть. При этом необходимо помнить, что любое задание должно соответствовать возрасту и стремиться в зону ближайшего развития ребенка. И только при таком условии может возникнуть интерес у ребенка к деятельности.
1. Теоретическое описание модели проектной деятельности.
Метод проектов.
Педагогическая практика показывает, что главная проблема образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти, в детский сад, а затем и в школу; успеваемость детей падает, снизилась положительная мотивация к занятиям. Как поправить ситуацию, когда взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как это обеспечивает взаимопроникновение разделов программы друг в друга, или, иначе говоря, как развивает детей интеграция этих разделов.
Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их. Развивая у ребенка потребность, получать знания о природе, о себе как о представителе человеческого рода, а людях, живущих на земле, о разнообразной деятельности и ее продуктах, педагог тем самым помогает воспитаннику строить свой жизненный мир. Решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить.
Как показывает результаты психологических исследований, в процессе решения проблем дошкольники передают опыт сверстникам, подражают взрослым. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует формированию и проявлению творчества ребенка.
Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т. е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.
Проектный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей. Технология проектирования требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование предполагает наличие индивидуальных оригинальных решений, и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстроить из частей целое. Проектирование является одним из средств интеллектуального социального творческого саморазвития всех субъектов образования. Во ФГОС в основных принципах как раз и говорится о «…. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; ….формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».
Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. В проектной деятельности ребенок. По утверждению специалистов. Сталкиваются с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо: - заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми); - открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе; - согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.
Метод проектов, таким образом, можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели: - к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу); - в каких источниках можно найти информацию; - какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются :
• по составу участников;
• по целевой установке;
• по тематике;
• по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов :
1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского.
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития : 1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; 2) развитие познавательных способностей; 3) развитие творческого воображения; 4) развитие творческого мышления; 5) развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте – это : - вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В этой работе далее более подробно разработан исследовательско- творческий проект с опорой на деятельностный подход в условиях реализации ФГОС.
2. Описание изменений в образовательном процессе:
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т. е. воспитатель ненавязчиво направляют работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
2.1. Содержательно-технологический блок.
Проект «Осень в гости к нам пришла!»
История: с давних пор человек интересовался природой и даже боготворил её. Порой он не мог объяснить необычайные явления и процессы, происходящие в природе. Люди преклонялись перед законами природы и создавали себе богов, чтобы те могли оградить их от бед. До наших дней сохранились многие праздники, связанные с прославлением природы.
Проблема: проживая в городе, дети плохо знают сезонные особенности родного края. Дети данной группы любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе. Не могут ответить на интересующие вопросы : «Зачем и куда улетают птицы?», «Зачем падает листва?», «Куда прячутся насекомые?» … Они очень любознательны и хотят все знать, поэтому воспитатели решили проводить углубленную работу по ознакомлению детей с природой через познавательно-исследовательскую деятельность.
Цель: пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».
В ходе реализации проекта дети расширяли знания об осени, её признаках и явлениях; представления о многообразии и пользе овощей и фруктов. Дошкольники были вовлечены в разговор во время рассматривания картин, таким образом происходило развитие диалогической формы речи, дети учились вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Дети прочитывали наизусть небольшие стихотворения, исполняли различные образы при пении.
Проект реализовывался, используя дидактические, коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры; непосредственно образовательную деятельность; беседы; рассматривание иллюстраций, открыток; DVD для просмотра презентации об осени; активное взаимодействие с родителями.
Конечным продуктом стало развлечение, выставка поделок из овощей «осенние дары».
2.2. Контрольно-оценочный блок
Ожидаемый результат:
Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.
Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети знают и называют:
- большое количество овощей и фруктов;
- осенние приметы и явления;
- дети стали более раскрепощены и самостоятельны;
- в свободной деятельности широко применяют пение песен;
- у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества и, знаний и умений у детей.
III. Заключение
1. В результате проектной деятельности у детей младшего дошкольного возраста формируется положительная мотивация к процессу познания. Ребенок становится более активный, коммуникабельный, расширяется круг задаваемых им вопросов. Дети становятся более самостоятельными. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении.
2. Проектная деятельность способствует сплочению детского коллектива. В коллективе ребенок учится взаимодействовать со сверстниками; происходит обмен информацией.
3. Проектная деятельность создает условия для самореализации, формирования уверенности и развития креативности.
4. Проектная деятельность в микрогруппах дает возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивает социально-личностные качества.
IV. Информационные источники
1. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.
2. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий : пособие для преподавателей. – СПб. : Каро, 2009. – 367 с.
3. Кудрявцев В. Т., Карабанова О. А., Марцинковская Т. Д., Алиева Э. Ф., Волосовец Т. В., О. Р. Радионова, Славин С. С., Мамедова Ж. С. Концепция развития дошкольного образован я в России (2013–2020) : методология, теория, технология. – М. : Федеральный институт развития образования, 2013. – 144 с. (Федеральный государственный образовательный стандарт «Дошкольное образование»).
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13» от 15 мая 2013 г.
Интернет ресурсы :
1. https://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ
2. https://samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области
3. Статья «Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 для детей раннего возраста района Санкт-Петербурга».