Марина Цыбина Казакова
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В этом году тема моего самообразования звучит так «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности».
Цель самообразования: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности; повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Публикация «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Задачи: повысить собственный уровень знаний (пут м изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) и создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности. Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег, дополнительная работа с детьми: опыты, исследования, наблюдения, диагностика знаний дошкольников по обозначенной теме.
• Включить познавательно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию проектной деятельности пут м экспериментирования, коллекционирования, путешествия по реке времени и другие формы работы.
• Разработать перспективный план работы с детьми на каждый год.
• Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
• Оформить в группе мини лабораторию.
• Развивать : наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
• Формировать у детей разные способы познания.
• Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
• Подготовить консультацию для педагогов на тему: «Формирование познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка», «Развитие творческой исследовательской активности детей».
• Подготовить консультацию для родителей на тему: «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка», «Чего нельзя, Что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Проведите с детьми дома».
• Подготовить для педагогов (показательное НОД) : «Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин», «Земные почво-строители» (тема может варьироваться на усмотрение педагога).
«Чем больше реб нок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в сво м опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Сем нович Выготский.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач : развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать : рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем, поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из образовательных задач. Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития.
Способность создавать продукт, доводить начатое дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным звеном в развитии учебной самостоятельности.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму».
Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
План работы над темой самообразования
Этапы Содержание работы
I. Диагностический Разработка и проведение диагностики с целью выявления уровня развития познавательной активности и познавательного интереса у детей; изучение передового педагогического опыта по организации опытно-экспериментальной деятельности.
II. Прогностический Определение цели и задач темы; разработка системы мер, направленных на решение проблемы; прогнозирование результатов.
III. Практический Проведение экспериментов, опытов, исследований в непосредственно образовательной деятельности, свободной деятельности, режимных моментах; реализация детско-родительских проектов; создание картотеки опытов и экспериментов; оформление дидактических игр, участие в Дне открытых дверей (проведение открытого занятия.
Распространение опыта работы :участие в конкурсах, публикации на сайтах, использование полученного опыта в ходе дальнейшей работы.
IV. Обобщающий Подведение итогов. Оформление результатов работы (фотовыставка для родителей, видео-презентация для педагогов).
ПЛАН РАБОТЫ НА УЧЕБНЫЙ ГОД (2021-2022 гг)
Месяц
Методическая работа по теме самообразования
(открытые занятия для педагогов, консультации, участие в семинарах, проектирование, изучение опыта работы педагогов ДОУ)
Работа с детьми
(игры с детьми, мероприятия, экскурсии по теме и т. д.)
Работа с родителями и педагогами
(беседы, консультации, совместные мероприятия)
ППРС
(изготовление пособий, игр, картотек ит. д.)
Октябрь
Изучение методической литературы.
Мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие»
(Выявление у детей уровня овладения необходимых навыков и умений по разделу экспериментирования).
Информирование родителей на тему «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование». (Буклет)
Картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет.
Ноябрь
Предоставление опыта изучения данного вопроса на педсовете ДОУ Тема. «Почва. Ее свойства. Почва в жизни растений».
Ц. – формировать представление о том, что почва имеет неоднородный состав, установить значение почвы для жизни растений.
Тема. «В почве есть вода и воздух».
Ц. – формировать представление о том, что в почве есть воздух и вода».
Опыты : «Свойства почвы», «Зачем растению вода», «В почве есть вода и воздух»
ППРС для занятия: контейнеры с почвой разного состава; ложечки, увеличительные стекла, луковицы, ящички с почвой.
Изучение опыта работы педагогов по теме: «Опыты и эксперименты в детском саду» (на интернет-сайтах, в периодической печати
Тема. «Что на поверхности? Удивительный песок».
Цели: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением; развивать смекалку.
Тема. «Что на поверхности? Рассеянный песок».
Цели: установить свойство рассеянного песка;
развить любознательность; закрепить представление о сухом песке.
Тема. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов). Барханы».
Цели: сформировать представление что такое бархан; расширить знание о ветре (какую роль играет при образовании бархана); вызвать интерес детей к природе пустыни; развить любознательность.
Привлечение родителей к оформлению центра маленького исследователя
Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Консультация для родителей «Техника безопасности при проведении опытов на кухне»
Папка-передвижка «Эксперименты на Кухне"
Декабрь
Предоставление опыта изучения данного вопроса на педсовете ДОУ
Тема. «Камни и их свойства».
Ц. – развивать интерес к камням, сенсорные ощущения, формировать представления о речных и морских камнях, о простых и ценных камнях.
Игры с камнями.
Опыт «Какие бывают камни»
Рекомендация родителям рассмотреть с детьми во время прогулок камни и принести в группу наиболее интересные из них.
Коллекции камней. Иллюстрации с изображением камней. Зарисовки камней.
Декабрь
Интегрированное занятие «Сахарно морожено на блюдечко положено».
Цель: расширение знаний детей о мороженом, оформление выставки
поделок детей, размещение информации о проделанной работе на
социальной сети для воспитателей.
Тема. «Воздух и его свойства».
Ц. – закреплять представления детей о воздухе, его свойствах; познакомить с новыми способами обнаружения воздуха.
Опыты : «Воздух есть везде», «Воздух имеет вес», «Почувствуй воздух»
«Куда дует ветер», «Ветер в комнате»
Консультация «Волшебные пузыри».
Изготовление вместе с детьми воздушного змея, ветряков, флюгеров. Набор пособий для опытов с воздухом.
Воздушные шары, чашечные весы.
Флюгеры, воздушный змей.
Январь
Предоставление опыта изучения данного вопроса на педсовете ДОУ.
Проект «О чем поспорили Кока-кола и Вода?».
Презентация детского исследовательского проекта «О чем поспорили Кока-кола и Вода».
Фотоальбом с результатами опытно-экспериментальной деятельности по
проекту «О чем поспорили Кока-кола и Вода?»
Февраль
Предоставление опыта изучения данного вопроса на городском методическом объединении воспитателей ДОУ.
Тема. «Магнитизм».
Ц. – продолжать знакомить детей со свойством магнита притягивать металлические предметы, учить детей анализировать, делать выводы.
Опыт. «Свойства магнита», Игры с магнитом.
Тема. «Компас».
Ц. – познакомить детей с компасом, учить определять стороны света.
Магниты разные по величине, металлические и деревянные предметы.
Магнитная доска. Компас.
Март
Тема. «Металл и его свойства».
Ц. – познакомить детей со свойствами металла; вызвать интерес к экспериментальной деятельности.
Опыт с монетой «Прыгающая монета».
Апрель
Предоставление опыта работы на городских конференциях.
Тема. «Солнце – источник тепла и света».
Ц. – дать детям представление о том, что солнце – источник тепла. Показать значение тепла и света в жизни растений. Развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать.
Опыты : «Свойства солнечных лучей». «Значение тепла и света в жизни растений».
Рекомендации родителям наблюдать за солнечным светом, обратить внимание на его значение в повседневной жизни.
Зеркальце, камушки, луковицы
Май
Отчет о проделанной работе по теме самообразования с подготовкой презентации (выступление на педсовете)
Тема. «Свет. Отражение и преломление света».
Ц. – дать представление об отражении и преломлении света, закреплять представления о свете и тени.
Тема. «Радуга».
Ц. – познакомить с природным явлением, с цветами радуги.
Опыт «Радуга в комнате». Практические советы как организовать театр теней дома.
Консультация «Почему радуга разноцветная».
Распечатка фотографий с экспериментальной деятельности для оформления альбома.
Стаканы с водой, палочки, ложки, лампа, ширма, теневой театр.
Иллюстрации с изображением радуги. Фотоальбом «Юные исследователи»