Ирина Музыкова
Развитие потребности в красоте, воспитание культуры посредством музыки
▼ Скачать + Заказать документы
«От сладкой музыки всегда мне грустно
Тот, у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,
Способен на грабеж, измену, хитрость
Темны, как ночь, души его движенья»
В. Шекспир
Неисчерпаемые возможности воздействовать на внутренний мир человека,
Публикация «Развитие потребности в красоте, воспитание культуры посредством музыки» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
формировать его нравственный облик издавна привлекали внимание ученых, мыслителей, музыкантов. Философы, психологи, педагоги задумывались над тайнами влияния музыки, пытались определить роль музыкального искусства в становлении личности, подчеркивали особые свойства, которыми обладает музыка среди других исскуств. Выдающийся педагог современности В. Сухомлинский считал, что без музыкального воспитания не может быть полноценного развития ребенка, музыкальное воспитание – основа культуры человека.
Уже в древности было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты – мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его внутреннее состояние. В Греции музыка воспринималась как триединство искусств – поэзии, танца и музыки, считавшейся одним из самых могущественных средств воздействия на духовный мир человека. Древнегреческие мыслители говорили о значении музыкального воспитания для подрастающего поколения. Ведь именно в детском возрасте формируются нравственные и гражданские качества будущего члена общества. Аристотель писал, что в основе музыки лежат зародыши нравственных состояний, поэтому музыка должна обязательным предметом общения и воспитания. Искусство музыки способно изгонять грусть, смягчать жестокосердие, побеждать злую волю, радовать людей, исцелять больных, «делать души праведными». Гендель говорил: «Я хотел бы, чтобы моя музыка не просто доставляла удовольствие, но чтобы под ее влиянием люди становились лучше».
Главной задачей музыкального воспитания нужно считать «не столько обучение само по себе, сколько воздействие через музыку на их нравственность». Французский эстетик Этьен Сурио пишет, что музыка обретает смысл как предмет воспитания, поскольку обладает универсальным воздействием: формирует мышление, развивает воображение, впечатлительность и, в конечном счете, влияет на нравственность». Эстетическое воспитание и эстетическое восприятие направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.
Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь тогда, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решений специфических задач:
- воспитывать любовь и интерес к музыке;
- обогащать впечатление детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями;
- развивать общую музыкальность детей (ладовысотный слух, тембровый слух, динамический слух, чувство ритма);
- содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса;
- развивать творческое отношение к музыке, в доступной для детей деятельности (передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок, музицирование).
Чтобы музыка стала неотъемлемой частью жизни детей, В. А. Сухомлинский называет условия, способствующие погружению ребенка в мир музыки. Главнейшим из них считает природу. Природа – это фон, благодаря которому ребенок чувствует красоту музыки, это средство реальных и музыкальных впечатлений. Вся обстановка должна помогать детям активно слушать, слышать и понимать музыку. Практика показывает, что успех начального музыкального обучения для ребенка непосредственно и прямо связан с развитием умения переживать общение с музыкой как радость. Поэтому нужно помочь каждому ребенку найти свои, доступные формы общения с музыкой и заложить удовольствие в фундамент музыкального обучения для поддержания интереса в дальнейшем развитии и совершенствовании. То, что доставляет удовольствие, является самым лучшим выбором для человеческого организма. Поскольку музыкальный опыт говорит на языке всех сфер чувственного восприятия человека, то необходимо, чтобы в процессе обучения музыке ребенок был вовлечен в него целиком. Обеспечить такой уровень вовлеченности может только синкретическая устная музыкально-творческая деятельность – элементарное музицирование, поскольку это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыт общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия. Таким образом, элементарное музицирование отвечает всем условиям, которые необходимы, чтобы начальное обучение музыке было успешным и достигло своей цели – быть основой развития музыкальности детей, формировать потребность в музыке, интерес к ней и умение самостоятельно с музыкой общаться. Оно дает детям разносторонний и разнообразный активный музыкальный опыт, который поможет без слов и ухищрений простую детскую музыку.
Создавая свой «Шульверк», К. Орф задумывал изобрести «игру в музыку», в музыкальную игру-импровизацию, которая могла бы подготовить детей к дальнейшему музыкальному развитию и дать толчок творческому мышлению на годы вперед. Элементарное музицирование дает возможность каждому ребенку найти свой путь к музыке и продолжать его дальше, соразмерено собственным желаниям и возможностям.
Одно время в методической литературе вместо выражения «слушание музыки» появилось словосочетание «восприятие музыки», это слово «восприятие», поможет кое в чем разобраться.
Элементарное музицирование в своей практике я применяю в течении десяти лет, как порциальную в дополнение к основной. Я наблюдала за детьми и заметила, тихо и спокойно сидящий под музыку ребенок ее вроде бы и слушает, но, как видно невооруженным взглядом, не воспринимает. Вот потому и не воспринимает, что сидит тихо и спокойно. Любое восприятие вызывается и запускается процессом движения. И связано с ним неразрывно, как закон: есть движение – есть восприятие, нет движения – нет восприятия. Учеными физиологами доказано экспериментально, что восприятие есть первоначальный феномен тела, импульсы которого одновременно проецируется в мозг и становятся осознанными. Все чувства, ощущения и эмоции человека зависят от движения. Восприятие музыки должно стать превращением простого слушания (как физиологического процесса) в переживание. Именно импровизационное движение помогает превратить слышание в эмоциональное переживание. В результате такого импровизационного слушания у детей рождаются обобщенные музыкально-двигательные образы. То, что увидит педагог в процессе импровизированного движения детей под музыку – это и есть внешнее проявление активного музыкально-творческого познания музыки. Дети слушают, двигаются, переживают, выражают себя, интуитивно познают музыку, и она на них невидимо воздействует. Процесс переживания музыки запущен и работает : глаза детей сияют, они улыбаются, руки тянутся друг к другу общаться от радости и удовольствия. И такое действо осуществить не сложно.
Например, в младшей группе занятия провожу в виде игры. В ней ребенок свободен, спонтанен, игра всегда обусловлена внутренними побудителями, личными интересами, она обеспечивает развитие, эмоциональное наслаждение. Игра для ребенка равносильна удовольствию. Поэтому можно сказать, что применительно к детству принцип удовольствия реализуется в игру.
Для того, чтобы лучше понять и передать образы зайки, медведя, лисички и т. д., дети вместе с музыкальным руководителем отправляются на лесную полянку, на которой собрались все зверюшки. За кустиком прячется зайка (игрушка би-ба-бо, дети здороваются с ним песенкой. Затем дети слушают музыку, активно передавая характер быстрого, веселого, ловкого зайки в движении (музыка прочувствованная ребенком в активном движении, производит на него гораздо большее впечатление, а на вопрос «Как вам было, когда вы слушали музыку?», дети отвечают: «Хорошо, зайчик веселый, у него быстрые ножки, длинные ушки, он ловкий», и просят еще и еще повторить музыку и «превращаются» в веселых зайчат, передавая образ любимого персонажа так как им хочется, по-своему. Из личных наблюдений – начинать и продолжать слушание в детском саду надо с крошечных произведений в 2-3 строки, их должно быть много, чтобы этот репертуар лег в основу формирования навыков восприятия. МУЗЫКА ДОЛЖНА ЗАКАНЧИВАТЬСЯ РАНЬШЕ, ЧЕМ ДЕТЯМ ОНА НАДОЕСТ! (Т. Э. Тютюнникова). Хочется привести пример из опыта работы в старшей группе. Наблюдая за детьми, я заметила, что им доставляет удовольствие шуршать ладошками по ковру. Я спросила: «Что напоминает этот звук?» Ответы были разные. Больше всего понравилось сравнение с набегающей волной. И тогда, мы все вместе, ритмично изобразили звук «набегающей волны». Затем сопровождением звучала музыка К. Сен-Санса «Аквариум», а дети, взяв шумовые инструменты, показали, какие жители подводного мира обитают в морских глубинах. Сопровождались движения стихотворением (ритмодекламация). Вот такое сочетание различных видов деятельности обогатило, разнообразило восприятие этой замечательной пьесы. В дальнейшем дети очень часто просили: «Давайте поиграем в море».
Итак, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод:
- ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАНО С ДВИЖЕНИЕМ И ЗАВИСИТ ОТ НЕГО;
- ДВИЖЕНИЕ ПОМОГАЕТ ДЕТЯМ ПЕРЕВЕСТИ СЛЫШАНИЕ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ; ДВИЖЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ИМПРОВИЗАЦИОННЫМ, ЧТОБЫ ЗАПУСТИТЬ ПРОЦЕСС ПЕРСОНАЛЬНОГО ПОДСТРАИВАНИЯ РЕБЕНКА К ЗВУЧАЩЕЙ МУЗЫКЕ;
- ДАННЫЙ НАВЫК И СТАНЕТ РЕШАЮЩИМ ЧУТЬ ПОЗЖЕ, КОГДА ДВИЖЕНИЕ БУДЕТ СВЕРНУТО И УЙДЕТ ВОВНУТРЬ, А МУЗЫКА ОСТАНЕТСЯ.
Литература:
«Музыкальная эстетика заподноевропейского средневековья и Возрождения»
В. П. Шестакова
«Сердце отдаю детям» В. А. Сухомлинский
«Видеть музыку и танцевать стихи» Т. Э. Тютюнникова
«Крошечная музыка» (хрестоматия по слушанию музыки) Т. Э. Тютюнникова