Джанатхан Даутовна
Консультация для воспитателей «Формирование потребности в труде — как важнейшей потребности в жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
ГКУ СО КК «Успенский социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних»
Выступление воспитателя отделения диагностики и социальной реабилитации
Тимовой Джанатхан Даутовны
на педагогическом совете
«Формирование потребности в труде - как важнейшей потребности в жизни».
2017г.
«Формирование потребности в труде -
как важнейшей потребности в жизни».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Трудовое воспитание – это привлечение к самостоятельному посильному труду, наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей. Главная цель трудового воспитания детей формирование нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.
В дошкольном возрасте детям посильны 4 вида труда :
- Самообслуживание – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены; воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.
- Хозяйственно – бытовой труд – развитие у детей трудовых навыков в быту (протирание и мытьё игрушек, уборка и наведение порядка в комнате.
- Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на участке,уход и наблюдение за растениями в экспериментальном огороде, а также уход за комнатными растениями.
- Ручной труд – самостоятельное и с помощью взрослых изготовление из бумаги, картона, ткани, природного и бросового материала простейших предметов, необходимых в быту и для игр ребёнка (коробочки, игольницы, панно, игровой материал и пр.)
У детей, поступающих в реабилитационный центр, в большинстве своём не сформированы такие жизненно необходимые качества как потребность в труде, наблюдается низкий уровень развития гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
В связи с этим в течение реабилитационного периода большое внимание уделяется привитию навыков и умению пользоваться предметами личной гигиены, следить за своим внешним видом.
Чтобы ребенок достиг нужного результата в трудовом обучении, в своей практике мы используем три основных направления:
- ознакомление с трудом взрослых как эталоном деятельности, которую должен освоить ребенок; воспитание интереса и положительного отношения к труду взрослых;
- формирование трудовой деятельности от отдельных микро и целостных трудовых процессов до простейших видов труда. От решения этих направлений зависит включение ребенка в труд, его умение принять участие в коллективной трудовой деятельности, достичь общий результат труда;
- воспитание личности ребенка в процессе индивидуальной и коллективной деятельности, воспитание трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, ответственности, дружеских взаимоотношений со сверстниками в труде.
Дети младшего возраста с охотой включаются в работу, легко увлекаются непосредственно трудовой деятельностью, но часто энергия неуёмного желания бывает несоразмерной с их возможностями. Чтобы интерес детей к труду не угасал, в своей работе мы используем различные игровые моменты: сюжетно – ролевые, дидактические, словесные игры и т. д.
На реабилитационных занятиях педагоги знакомят детей с трудом взрослых, с различными профессиями. Формируя знания детей о труде взрослых, обеспечиваем необходимый воспитательный эффект : понимание воспитанниками роли труда в жизни людей и на этой основе правильное отношение к результатам человеческого труда, человеку – труженику, стремление самому участвовать в трудовом процессе.
Формируя трудовые умения и навыки, мы создаем условия для удовлетворения интересов и склонностей у детей к избранным занятиям, стимулируем у них развитие задатков к определённым видам труда.
Трудовая деятельность дошкольника, на кружковых занятиях умело руководимая педагогом, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.
Процесс социализации личности ребенка дошкольника неразрывно связан с познанием окружающего мира и прежде всего мира взрослых. Знание о социальных явлениях, важнейшим из которых является труд, призваны сыграть ведущую роль в становлении личности дошкольников. Трудовое обучение это необходимый этап в подготовке детей к самостоятельной трудовой деятельности. Его цель – научить правильно организовывать и качественно осуществлять различные виды труда, доступные детям дошкольного возраста.
Единицей трудовой деятельности выступает трудовой процесс, основными компонентами которого являются цель и мотивы труда, предмет труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда.
Трудовое обучение целостным трудовым процессам оказывает существенное воздействие и на освоение детьми системных знаний о труде, а также осуществляет в повседневной жизни и на занятиях, и может быть индивидуальным и групповым.
Таким образом, в дошкольном возрасте важно сохранить стремление детей к самостоятельности, которое является достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования трудолюбия.