Алина Кулькова
Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста посредством различных видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В педагогической среде никто не будет отрицать особую роль сенсорного развития в раннем детстве. Работая в группах с детьми от 1,5 до 3 лет, мы ставим перед собой одну из главных задач – создание благоприятной обстановки для лёгкой адаптации, приходящих в детский сад малышей. Ну, а, чтобы здесь им было комфортно, уютно и интересно нужна продуманная, особенная развивающая среда. Ведь когда детям интересно, и они всё время заняты полезным делом, то и у окошка в ожидании мамы незачем стоять.
Публикация «Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста посредством различных видов деятельности» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Как бы красиво не называли новые технологии, а «сенсорику» ещё никто не отменял, потому что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Мы ещё раз напомним значение сенсорного воспитания.
Итак, сенсорное воспитание :
- является основой для интеллектуального развития;
- развивает наблюдательность;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Соблюдая поэтапность сенсорного воспитания, мы включили процесс формирования представлений о сенсорных эталонах в более широкий диапазон деятельности ребёнка. Это:
• Игровая
• Коммуникативная
• Трудовая
• Познавательно-исследовательская
• Продуктивная
• Музыкально-художественная
• Чтение художественной литературы
• Двигательная
• Совместная деятельность
Таким образом, мы способствуем овладению ребёнком средствами и способами познания в самых разных видах типичной детской деятельности.
Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны малышу раннего возраста. Они приносят в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. В раннем возрасте наглядно-действенный метод является ведущим. Организуя игры с детьми, учитываем следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект сенсорного воспитания, развития обучения.
Коммуникативная деятельность :
• Игры с мячом в кругу
• Игры руками с небольшим предметом (массажный мячик, грецкий орех, шестигранный карандаш, «каталочка» из пробок.)
• Пальчиковые игры
• «Чудесный мешочек» (один на всех, каждому свой).
• Чтение художественной литературы
Трудовая деятельность
• Трудовые поручения по сбору и группировке по местам игрушек в групповой комнате
• Приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий.
Познавательно-исследовательская деятельность
Наблюдения в природе и экспериментирование с природными материалами (шишки, каштаны, грецкие орехи, камешки, крупы) :
• «Сравни листочки»,
• «Чьи следы больше?»,
• «Покормим зверюшек»,
• «Что выше куст или дерево?»
• Игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, кидаем в воду всё подряд, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру.)
• Игры с песком, землё й и глиной: «Чувствительные ладошки».
Развивающие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, матрёшки, пирамидки, объёмные вкладыши, рамки-вкладыши, коробки с отверстиями для проталкивания, кубы, шары.)
Продуктивная деятельность.
Конструирование: игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий.)
игры с конструктором-лего (крупным и мелким)
игры с развивающими кубиками «Сложи узор»
игры с логическими блоками Дьенеша
игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине) «Бусы для нанизывания»
игры с различными шнуровками.
Лепка, аппликация: игры с фольгой, цветной бумагой, картоном, ватой, салфетками, клеем, пластилином, тестом.
Рисование: игры с красками 8 цветов (на белом фоне, цветном, по мокрому, внутри контура, пальцами.)
Продуктивная деятельность Игры с машинками : «Прокати по дорожке», «Поставь в гараж», «Перевези мячи», «Эх, прокачу!».
Игры с куклами, мишками, собачками: «Катя угощает друзей», «Уложим куклу спать», «Купание кукол», «Куклы собираются на прогулку», «Расчешу волосики».
Музыкально-художественная деятельность
• Игры на развитие фонематического слуха
• Игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, трещотка, дудка.)
• Игры с самодельными звучащими предметами
• Театрализованные игры (плоскостной, пальчиковой театры, куклы бибабо.)
• Народная игрушка (неваляшки, свистульки.)
Двигательная деятельность
• Игры с крупногабаритными игрушками-двигателями (каталками, качалками, велосипедами, колясками.)
• Двигательные задания с использованием физкультурного оборудования Подвижные игры, имитационные упражнения, игры с мячами.
• Босо хождение по «Дорожкам здоровья».
Чтение художественной литературы
• Детские песенки, потешки, стишки (сопровождающие все другие виды деятельности)
• Книжки из разных материалов
• Книжки с музыкальными эффектами
• Красочные книжки разных размеров.
Таким образом, происходит объединение ощущений от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление о любом предмете или явлении.
Мы уверены, что главная задача сенсорного восприятия, которая решается благодаря комплексному объединению информации от всех видов деятельности, осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения.
Спасибо за внимание!