Егерева Нина Владимировна
Презентация «Развитие поисково-речевой активности детей на занятиях по развитию речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Важно различать понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов – активный словарь (активная речь). Понимание речи приходит раньше активного её освоения. Пассивный словарь всегда значительно шире, чем активный.
(2 слайд) Задачами развития активной речи младшего дошкольного возраста являются:
Публикация «Презентация „Развитие поисково-речевой активности детей на занятиях по развитию речи“» размещена в разделах
- Формирование активного словаря детей;
- Расширение понимания речи взрослых.
Это важно, потому что в процессе речевого общения ребёнок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путём индивидуального практического опыта, но и путём общественного опыта. У каждого ребёнка этот процесс протекает индивидуально. Младший дошкольный возраст – это благоприятный период для развития активной речи ребёнка. Необходимо учитывать эту особенность и уделять развитию речи детей как можно больше времени. Своевременное развитие активной речи обеспечивает полноценное психическое развитие ребёнка. Нужно побуждать ребёнка выражать свои мысли словами. Как это делать? На что обратить внимание?
(3 слайд) Прежде всего, необходимо соблюдать следующие правила речевого поведения:
- много говорить самому;
- следить за темпом речи (речь педагога должна быть не торопливой, размеренной) ;
- выслушивая ребёнка, не отворачиваться от него, смотреть ему в глаза, проявлять заинтересованность;
- не использовать в общении с ребёнком жаргонную лексику;
- не ругать ребёнка в присутствии других детей.
Ребёнок за первые пять лет овладевает родным языком. Просто ли забавна детская речь или к ней надо прислушаться? Дошкольник – гениальный лингвист, т. е. ему доступно то, что недоступно нам с вами, у него сильнее чутьё языка. Конечно, овладение активной речью происходит под непосредственным воздействием взрослых. Но вслушавшись в детскую речь, невольно спрашиваешь себя, откуда он берё т такие слова: «намакаронился», «колоток», «кусарик». Как бы не нравились нам эти слова, мы обязаны тут же заметить ребё нка: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать «молоток», «сухарик». Наша задача - как можно скорее приблизить речь ребёнка к речи взрослых.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.
(3 слайд) Выделяются три уровня речевого развития : высокий, средний, низкий.
- Высокий: дети, которые самостоятельно стремятся отвечать на вопросы воспитателя, пытаются по своей инициативе о чём-то рассказать ему.
- Средний: дети, которые редко самостоятельно отвечают на сложные вопросы (когда, почему, но охотно повторяют за сверстниками их ответы). Случаи инициативной речи редки.
- Низкий: дети, которые на занятиях, в быту в основном молчат, имеют невнятную речь.
(5 слайд) Выяснив такие факты, можно поставить следующие цели и задачи:
Цель: Поиск новых подходов к решению проблемы личностного развития детей младшего возраста в системе работы по развитию активной речи и ознакомлению их с окружающим.
Задачи :
1. Изучение методической литературы и передовых образовательных технологий по данной проблеме.
2. Отбор необходимого содержания из дошкольных методик.
3. Разработка новых форм планирования различных видов деятельности детей.
4. Поиск и апробация методов и приёмов работы с детьми.
5. Обобщение опыта.
Особое внимание нужно уделять словарной работе, как неотъемлемой части занятия по развитию активной речи.
(6 слайд) В активизации словаря детей можно использовать следующие приё мы:
- вопросы;
- дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи;
- договаривание детьми;
- сочетание показа и объяснений с игрой детей;
- поручения, требующие от ребёнка развёрнутого высказывания. Это приём чаще использую в разных инсценировках.
Лучше всего дети младшего дошкольного возраста воспринимают индивидуальное обращение. И поэтому не только на занятиях, но и повседневной жизни в разговоре с детьми нужно учитывать уровень развития каждого ребёнка, уровень их речи.
Свободное речевое общение детей младшего дошкольного возраста происходить в быту, во время прогулок, в процессе игр, при ознакомлении с окружающим, в процессе труда, во время праздников и развлечений, во время неречевых занятий.
Отдельно хочется сказать о прогулках. На прогулках можно использовать специальные игрушки – пособия. Они помогают еще раз поговорить на тему занятия. Например, если на занятии речь шла о животных и их детёнышах, то можно вынести на прогулку игрушку (медведя, чтобы поиграть с ним в подвижную игру). После такого своеобразного повторения дети обязательно запомнят, что у медведя детёныш – медвежонок.
(7-8 слайд) (Виды игр и их действие на познавательно-речевое развитие)
(9-12слайд) Эксперементирование- «Разноцветная вода».
(13-14 слайд) Драматизация сказки «Колобок».
(15 слайд) Такое построение работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию активной речи позволяет дать детям не только глубокие и всесторонние знания, но и способствует:
• Обогащению словарного запаса детей;
• Формированию грамматического строя речи;
• Развитию связанной речи.
(16 слайд) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!