Анастасия Федорова
Презентация «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Пестушками взрослые сопровождают уход за ребёнком, а потешки - это игры взрослого с ребенком, с его ладошками, пальчиками. Они помогают установлению и формированию добрых, доверительных отношений между ребенком и взрослыми.
Главное в этих отношениях - проявить любовь к ребёнку, расположить его к себе. При этом взрослые активно используют жесты поглаживания, которые помогают установить контакте ребенком, наполняют отношения спокойствием, добрыми чувствами, снимают напряжённость, отчуждённость. Дети тоже выполняют движения в соответствии с текстом потешки сначала по показу взрослого, а потом и самостоятельно.
Публикация «Презентация „Устное народное творчество в развитии речевой активности детей“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Благодаря разнообразию потешек и пестушек, ребёнок обогащается эмоционально, учится выражать эмоции, адекватные содержанию текста. Это может быть радость, удивление, насмешка, обида и т. д. Также ребёнок знакомится с выразительными жестами, с разнообразием мимики.
Ласковые пестушки, обращение к ребёнку помогают в воспитании. Например, мама приговаривает:
«Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький» (17, с. 11).
Народное слово может помочь утешить ребё нка:
«Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесёт орешки
Для нашей потешки» (17, с. 12).
При это мать (или взрослый) передаёт ребёнку всю свою доброту, ласку, успокаивает его.
Пестушки, потешки могут быть обращены к разным частям тела ребё нка: к ладошкам, пальчикам, ручкам, глазкам, головке, ножкам и т. д. Это помогает малышам усвоить строение своего тела, изучить его возможности: ладошки могут хлопать, ножки топать, ушки слышать и т. д. На вопрос «Где наши глазки?» ребё нок отвечает показом: «Вот они!» Также попевки стимулируют детей : «Ручками мы хлопнем - да, да, да! Ножками мы топнем - да, да, да!»
Таким образом, народные пестушки, потешки помогают социализации ребёнка, включая его в процесс активного познания себя, развивая умение выражать эмоции, развивая доверительное отношение к взрослым.
По мере взросления ребёнка расширяется круг его общения. Он вступает во взаимодействие с другими детьми. И эти отношения отчасти строятся игровыми способами, будь то дружеский досуг или конфликтная ситуация. Для этого детьми используются разного рода мирилки, дразнилки. Они позволяют примириться или своеобразным способом выяснить «кто есть кто» (например, «жадина-говядина»). Приговоры, зазывалки помогают организовать игру. Эта традиция сбора участников игры, существующая с давних времён, используется как игровой зачин.
После выбора игры необходимо распределить роли так, чтобы никому не было обидно. На помощь детям в этом случае приходят различные считалки, жеребьевки. Далее, когда роли распределены, идёт сама игра, у которой есть свои правила, обязательные для всех участников. Нарушающие правила удаляются из игры. Значит, можно сказать, что народная игра организует детей, учит делать выбор и адекватно оценивать его, приучает к определённым правилам, учит быть ответственным за отведённую роль в игре. Народная игра является средством взаимодействия детей, даёт первый опыт общения в детском коллективе.
Народные игры приобщают ребёнка к народной культуре и к Отечеству. А. П. Усова отмечает, что через народное творчество дети усваивают язык своего народа, его обычаи и нравы, черты характера.
Народные игры помогают детям познавать окружающий мир, знакомят с действительностью и жизнью взрослых через активную деятельность самих детей и через предметный мир. Они предоставляют возможность самопознания. В народных играх происходит усвоение нравственных, социальных норм и правил, к окружающей природе. Всё это играет очень важную роль для социализации ребёнка.
К дидактически игрушкам относятся разнообразные пирамидки, деревянные шарики, конусы, колёсики, игрушки-вкладыши, цилиндры и т. д. Они обычно очень яркие, побуждают ребёнка активно действовать с ними. Ребёнок учится самоконтролю, выдержке, терпению. Во время игры с другими детьми можно устроить соревнования друг с другом («Кто быстрее соберёт пирамидку», проявляя при этом различные качества (ловкость, быстроту, точность).
Особенно среди игрушек хочется отметить куклу. Она передаёт образ человека - взрослого или ребёнка. Через игру с куклой дети усваивают нравственные нормы и правила поведения в быту. У них развиваются нравственные чувства, приобретается эмоциональная культура. Так Е. А. Аркин считал, что куклы являются прообразом человека, будят в ребёнке чисто человеческие, глубоко социальные эмоции любви, нежности, покровительства и заботы о детях. А. П. Усова, Р. И., А. Б. Менджерицкая в своих работах отмечали положительное влияние игр с куклой на формирование гармоничных отношений со сверстниками и усвоение социальных форм поведения.
Таким образом, народная игрушка знакомит детей с окружающим миром, активизирует их, учить действовать. Также она развивает нравственные, коммуникативные и другие качества, важные для социализации, знакомит с трудом взрослых, помогает общению со сверстниками.
Пословицы и поговорки Первые пословицы ребенок слышит в речи взрослых, при этом с самого начала для него раскрывается, прежде всего смысл пословицы, как общепринятого поучения. Смысл этот тем понятнее, что он выражен наглядно, с бесспорной очевидностью: «Не поклонясь до земли и грибка не поднимешь», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Береги нос в большой мороз». Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями.
Народные поговорки – это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. Поговорка не просто определяет явление, а дает ему выразительную эмоциональную оценку.
Знакомство с пословицами и поговорками приближает детей к идеалу нравственности, к тому, каким должен быть человек: честным, физически сильным, трудолюбивым.
Гениальными произведениями русского народного творчества являются народные сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики. Сказки, своего рода, нравственный кодекс народа, их героика – это хоть и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из промыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем и низостью».
Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка, заставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах. За счет того, что ребенок входит внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали, у него формируется чувство меры, чувство той грани, «которую не должно переходить воображение в искусстве, и вместе с тем у него начинает складываться реалистические критерии эстетических оценок». В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания, просьбы, уважительного отношения к старшим («поклонился в пояс», «ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила», «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль»).
Знакомство с прикладным искусством способствует формированию эстетического вкуса, развитию терпения, усидчивости, трудолюбия.
Праздники и народные традиции : дают представление о культуре народа, знакомят с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности, чувство толерантности, уважения к традициям.
Хороводные игры – часть общей устной поэтической культуры. В них трудно определить точно и однозначно направление воздействия. Одни игры знакомят с необходимыми в хозяйстве предметами, драматизированы, другие – игры-соревнования. Разнообразно художественное слово в детских играх. Это диалогичность, эмоциональность, звукоподражания, четкий ритм. В играх развиваются умение вести диалог, ритмичность, мелодичность, эмоциональность, выдержка, находчивость. Игры воспитывают уважение к обычаям, правилам поведения в семейной жизни, показывают тепло и нежность отношений в семье, приучают ценить и уважать крестьянский труд, обычаи и обряды.