Полина Рубашная
Развитие памяти в дошкольном возрасте
▼ Скачать +Заказ
Память - это способность человека сохранять и воспроизводить информацию. Она является одним из важнейших психических процессов, необходимых для обучения, познания мира и адаптации к окружающей среде. Развитие памяти начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В дошкольном возрасте память развивается особенно интенсивно. В этот период закладываются основы всех видов памяти, формируются основные мнемические процессы (запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание). Виды памяти Специалисты различают следующие виды памяти : * Кратковременная память - это способность сохранять информацию в течение короткого промежутка времени, обычно не более нескольких минут. * Долговременная память - это способность сохранять информацию в течение длительного времени, иногда на всю жизнь. В зависимости от характера запоминаемого материала выделяют следующие виды памяти : * Моторная память - это способность запоминать и воспроизводить движения. * Зрительная память - это способность запоминать и воспроизводить зрительные образы. * Вербальная память - это способность запоминать и воспроизводить слова, тексты. * Логическая память - это способность запоминать и воспроизводить логические связи между понятиями. Развитие памяти в дошкольном возрасте В дошкольном возрасте преобладает кратковременная память. Она развивается в процессе игры, занятий, общения с взрослыми и сверстниками. Для развития кратковременной памяти полезны следующие упражнения: * Запоминание и воспроизведение трех предметов. * Запоминание и воспроизведение трех слов. * Запоминание и воспроизведение трех действий. * Запоминание и воспроизведение трех цифр. В дошкольном возрасте также начинает активно развиваться долговременная память. Она формируется в процессе запоминания и повторения информации. Для развития долговременной памяти полезны следующие упражнения: * Запоминание и воспроизведение стихов, песен, потешек. * Запоминание и воспроизведение сказок, рассказов. * Запоминание и воспроизведение правил, стихов, пословиц. * Запоминание и воспроизведение геометрических фигур, цветов, цифр. Готовность к школе Готовность к школе - это комплексный показатель, включающий в себя развитие памяти, внимания, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, а также умение общаться со сверстниками и взрослыми. Для того чтобы ребенок был готов к школе, он должен хорошо развить следующие виды памяти : * Кратковременная память должна быть развита до такой степени, чтобы ребенок мог запомнить трехзначные числа, три слова, три действия, три предмета. * Долговременная память должна быть развита до такой степени, чтобы ребенок мог запомнить стихотворение из 10-12 строк, рассказ из 2-3 абзацев, правила, стихи, пословицы. Способы развития памяти Для развития памяти можно использовать следующие способы: * Игры. Игры являются одним из лучших способов развития памяти. В процессе игры дети непринужденно запоминают новую информацию. * Повторение. Повторение - это основа развития памяти. Чем чаще ребенок повторяет информацию, тем лучше она у него запоминается. * Разнообразие. Для того чтобы память развивалась эффективно, необходимо использовать различные упражнения и игры. * Положительные эмоции. Положительные эмоции способствуют лучшему запоминанию информации. Родителям Для того чтобы помочь ребенку развить память, родителям необходимо: * Создать в семье благоприятную психологическую обстановку. * Поощрять ребенка к занятиям, требующим запоминания. * Использовать различные упражнения и игры для развития памяти. * Не забывать о повторении пройденного материала. Заключение Развитие памяти - это важный процесс, который начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В дошкольном возрасте развитие памяти происходит особенно интенсивно. Для того чтобы ребенок был готов к школе, он должен хорошо развить память.